Большой семерки больше нет. Развод Трампа и Европы
Чем закончилась первая встреча нового американского президента в рамках G7.
В итальянском Таормине состоялся саммит лидеров стран "Большой семерки".
Это была первая встреча в таком формате, на которой присутствовал президент США Дональд Трамп. Результаты ее получились неоднозначными. Страны договорились о новых мерах по борьбе с терроризмом, но не смогли прийти к согласию относительно соглашения об изменении климата из-за позиции Трампа.
После саммита канцлер Германии Ангела Меркель открыто раскритиковала Трампа.
Заявление Меркель
Меркель заявила, что не видит в США в период президентства Дональда Трампа надежного партнера.
Она отметила серьезные разногласия ЕС и США при президенте Дональда Трампа.
"Времена, когда мы могли полностью положиться друг на друга, прошли. В последние дни я четко это поняла", - заявила Меркель.
При этом канцлер ФРГ обратилась к жителям ЕС с призывом "взять судьбу Европы в собственные руки".
Меркель назвала переговоры по климату "неудовлетворительными", добавив, что "нет никаких признаков того, будут или нет США оставаться в Парижском соглашении".
В заявлении G7 говорится, что шесть из семи стран поддерживают Парижское климатическое соглашение от 2015 года, а США все еще "пересматривают свою политику в области изменения климата и в отношении Парижского климатического соглашения, поэтому не в состоянии присоединиться к консенсусу по этим вопросам".
Канцлер Германии заявила, что Парижское соглашение настолько важно, что не должно быть никаких компромиссов.
Президент США Дональд Трамп позже написал в своем Twitter, что примет окончательное решение относительно Парижского климатического соглашения на следующей неделе.
Разочарование в Трампе
"Канцлер Германии Ангела Меркель, самый влиятельный лидер Европы, пришла к заключению после трех дней трансатлантических встреч, что президент США Трамп не является надежным партнером, от которого ее страна и весь континент автоматически зависели в прошлом", - пишет The New York Times.
Заметно разочарованная позициями Трампа по НАТО, России, изменению климата и торговле. Сильные заявления Меркель, возможно, свидетельствуют о кардинальных изменениях в трансатлантических отношениях. Меркель подчеркнула, что Европе необходимо постоять за собственные интересы на фоне того, как Трамп отказался публично поддержать доктрину НАТО о коллективной обороне и согласиться с общеевропейскими позициями по мировой торговле, противодействию российской агрессии, борьбе с последствиями изменения климата.
"Это, кажется, конец эпохи, когда США играли ведущую роль, а Европа - ведомую", - считает Иво Даалдер, бывший постпред США при НАТО.
Чиновники Белого дома заявили, что Трампу удалось донести до союзников Америки в Европе ясный сигнал о необходимости быть самостоятельными. По их словам, решение президента раскритиковать страны-члены НАТО по поводу их взносов в оборонный альянс уменьшит необходимость для США нести финансовое бремя обороны континента, а его жесткая позиция по торговле сможет защитить американские компании от недобросовестных приемов.
Соглашение о климате стало самым явным показателем расхождения между США и их союзниками. Но Трамп в Брюсселе также неоднократно отметил, что Германия "очень плохо себя ведет", прежде всего в связи с ее торговым профицитом.
Сам Трамп доволен
Сам Трамп заявил, что поездка прошла весьма успешно. "Он воздерживался от использования Twitter за границей, но в воскресенье он вновь пришел в форму, разразившись шквалом сообщений. Среди них: "Только что вернулся из Европы. Поездка стала большим успехом для Америки. Трудная работа, но большие результаты!"
"К сожалению, отношения между США и Европой находятся в беспрецедентно низкой точке, и во всем виноват Дональд Трамп, как мы увидели на G7 в Таормине", - заявил в интервью итальянской La Repubblica политолог Фрэнсис Фукуяма.
"Мы стали свидетелями катастрофы американской внешней политики, - ответил политолог. - Ранее ни один американский президент не обращался с демократическими европейскими лидерами как с автократами. А Трамп это делает - он не знает, что такое дипломатия, и он не умеет выстраивать отношения со зрелыми и либеральными европейскими лидерами".
"Демократическое сообщество на Западе пережило даже холодную войну, а Трамп рискует все разрушить, поскольку он больше не разделяет общие исторические ценности, - вот что наиболее тревожно, - считает американский историк. - На "большой семерке" он ничего не сказал о демократии, правах человека, общей ответственности в отношении проблем Запада".
Фукуяма считает, что речь идет не только о переговорной стратегии с партнерами. "У Трампа имеются серьезнейшие лакуны в том, что касается демократических ценностей и традиции, связывающей Америку с Европой", - убежден он.
Политолог посоветовал европейцам крепиться и сохранять союз между США и Европой: "Трамп - это преходящий и единственный в своем роде феномен".
"Большая семерка" уже очень сильно потеряла свое геополитическое значение, а Трамп в Таормине ее прикончил, - заявил Фукуяма. - Если даже США сходят с орбиты демократии и западных ценностей, какой смысл оставлять подобный саммит?"
"Если Америка больше не верит в свои принципы, это возымеет последствия для всего мира", - убежден историк. "Россия уже воспользовалась этой растерянностью Америки и частично Европы, как мы видели. Быть оптимистами по поводу будущего Запада, конечно, нельзя".
"Большой семерки" больше нет?
После саммита G7 необходимо "серьезно задать вопрос, а заслуживает ли этот формат права на существования", пишет немецкая Die Zeit, напоминая, что некогда - когда тон задавали старые промышленные державы - "семерка" была чем-то вроде мирового правительства.
Со временем же, когда соотношение сил несколько сместилось из-за подъема развивающихся стран в Азии и Латинской Америке, была основана "большая двадцатка", включившая новые страны. Тем не менее, G7 сохранили в качестве неформальной координирующей организации государств, которые чувствовали свою принадлежность к Западу. Эти страны, согласно первоначальной идее, должны были разрабатывать там совместные позиции, с которыми затем планировалось выступать внутри G20.