Стена с РФ. Стройки нет, воровство есть
Обещанную властью стену на границе с Россией построили только на 15%, зато за кражу средств завели уже несколько дел.
Бывший премьер-министр Арсений Яценюк превратил строительство стены на границе с РФ в один из главных проектов своей каденции.
Яценюк обещал остановить с помощью стены российскую агрессию, но на деле и этот проект превратился в банальный ”распил”.
Строят стену медленно, а даже там, где строят, ее внешний вид не особо впечатляет. Преодолеть такое препятствие легко.
Теперь же на строительстве Стены нашли еще и массовые злоупотребления.
Как должно быть на бумаге
Проект “Стена, или Европейский вал” - это комплекс инженерных и фортификационных укреплений. Он должен был повысить уровень безопасности на сухопутной границе между Украиной и Российской Федерацией. Этот проект предложил в сентябре 2014-го на тот момент премьер-министр Украины Арсений Яценюк, а реализовывать его начали с октября того же года. По плану, проект должен быть реализован к 2018 году. Но теперь сроки перенесли на 2020 год.
Однако, по состоянию на август 2017 выполнено лишь 15% от запланированных работ. Речь идет об обустройстве около 100 километров специального забора и более 300 противотанковых рвов. В пограничной службе это объясняют недостаточным финансированием.
Да и сам забор не особо впечатляет, у большинства украинских политиков дома тщательнее охраняются, чем государственная граница от агрессора с ядерным оружием.
“На данный момент проект реализуется на северной части украино-российской границы. Это сухопутный участок Черниговской, Сумской, Харьковской и частично Луганской областей. Если бы финансирование выделялось в полной мере, то сейчас мы могли бы говорить о 70% -80% обустройство этих территорий. Однако, на данный момент выделено около 15% от тех средств, которые были необходимы. Сейчас мы можем говорить лишь о 669 млн гривен, которые выделили на реализацию проекта”, - говорит помощник председателя Госпогранслужбы Олег Слободян.
Первые задержания
Семь человек задержали правоохранители в деле по факту растраты денег госбюджета Украины, выделенных на проект "Стена".
Среди задержанных - должностные лица Государственной пограничной службы Украины и предприятий-подрядчиков.
Расследование ведется еще с марта 2016 года.
В специализированной антикоррупционной прокуратуре утверждают, что у следствия есть выводы проектно-строительной экспертизы, подтверждающие убытки государству на 16,7 млн гривен.
“Работы были выполнены некачественно и не по тем условиям, которые были выставлены, и не в тех объемах, которые были задекларированы в актах выполненных работ. Вместо дороги в три метра местами дорога была построена шириной два метра двадцать сантиметров. То есть в случае чрезвычайной ситуации техника на такой дороге не могла бы разъехаться”, - заявил руководитель специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий.
У Генпрокуратуры свои цифры – там сообщили, что ведомство расследует факт растраты и присвоения бюджетных средств на сумму более 100 млн. грн. при выполнении работ по инженерно-техническому обустройству украинско-российской государственной границы.
Тотальная коррупция
Коррупционной является сама процедура отбора подрядчиков и субподрядчиков строительства, которая осуществлялась на внетендерной основе и имела повышенные риски.
Значительная масса субподрядчиков "Стены" представляют собой обыкновенные фиктивные фирмы с одним-тремя якобы нанятыми сотрудниками, директорами-фунтами и отсутствием какого-либо оборудования для осуществления фортификационных работ.
За счет этого только в 2015 году 69 млн. грн. было "освоено" силами компаний, имеющих все признаки фиктивности.
Еще около 60 млн. гривен в позапрошлом году строители "Стены" перечислили фирмам, которые являются фигурантами уголовных производств, связанных с минимизацией налоговых обязательств и конвертацией денежных средств.
А денежки идут
Проектом бюджета-2017 на финансирование строительства “Стены” было запланировано 200 млн. гривен.
Но уже летом, после пересмотра госбюджета, объемы средств на "Стену" выросли до 500 млн. гривен.
Но пока, судя из результатов следствия, около половины выделяемых из бюджета средств на этот проект до стройки так и не доходили.