Звонок для учителя
Что стартующая с 1 сентября школьная реформа несет учителям, школьникам и их родителям.
В новом учебном 2017-2018 году стартует реформа школьного среднего образования в Украине. Внедряться будет только первый этап реформы, и то частично. Коснется он лишь начальной школы — 1-4 классов. В течение этого учебного года должны пройти подготовку 22 тысячи учителей начальных классов для преподавания по новому государственному стандарту образования, который определяет, как и чему учат детей в школе.
Уже с 1 сентября 2018 года первоклассники в 100 пилотных школах Украины начнут учиться по новому стандарту. Реформа средней школы займет минимум десять лет. Тем временем эти первоклассники дойдут до выпускного класса. Проучатся они в общей сложности 12 лет. Последние два года, согласно концепции Новой украинской школы, будут посвящены профессиональной ориентации учеников. И они смогут сами выбирать, какие предметы им учить. Так задумано концепцией реформы. Как реально обстоят дела, разбирался журнал Корреспондент в №31-21 (773-774).
Реформаторская пробуксовка
В МОН ожидали, что новый закон об образовании, принятый в первом чтении в октябре 2016 года, второе чтение пройдет до закрытия шестой сессии, летом 2017 года. То есть до начала нового учебного года. Однако народные депутаты ушли на летние каникулы, так и не рассмотрев его.
Министр Лилия Гриневич говорила о почти 1,850 млрд грн, которые, по предварительным подсчетам, необходимы на реформу, что составляет до $72,75 млн. По ее словам, отсрочка с принятием нового закона об образовании не помешает начать реформу, потому что новый образовательный стандарт для начальной школы принимался правительством, и чтобы его вводить, закон не нужен. А о выделении первых денег на реформу, она, дескать, с Министерством финансов договорилась.
Однако если до ноября включительно не будет принят новый закон об образовании, то в госбюджет на 2018 год не будет заложено 520 млн грн, необходимых на переподготовку учителей начальной школы, следовательно, может сорваться реализация пилотного проекта. Президент Петр Порошенко 29 августа во время поездки в Донецкую область пообещал, что деньги на "пилот" будут выделены. И потому есть надежда, что реформа средней школы все-таки начнется.
Невыносимая для учителей свобода
Изменения, которые предполагаются в школьном образовании, очень прогрессивные, даже революционные. Они призваны избавить учителей и учеников от необходимости жестко следовать инструкциям, что есть суть отечественной школы еще с советских времен. Сейчас учитель обязан учить по единой госпрограмме, по типичному календарному плану, в котором для каждого класса по каждому предмету, каждой теме прописано количество учебных часов (уроков). Под эти планы составлены и школьные учебники.
Реформа же дает учителю свободу действий — он сможет сам составлять свою программу, планировать учебный материал, выбирать методики и учебники. Новый образовательный стандарт детально прописывает результаты, которые должен показать ученик по каждой теме, семестру, году. А вот как их добиться — уже работа учителя. Каждую неделю у него появится 20% самостоятельно планируемого учебного времени, которое он сможет использовать для экскурсий, практических, игровых, проектных занятий, возможно, подтянуть или углубить пройденный материал. В конце каждого семестра будет отводиться неделя для свободного творчества.
"Конечно, это станет вызовом для наших учителей, — говорит Ирина Когут, эксперт некоммерческого аналитического центра CEDOS. — Они привыкли к четкому алгоритму, заложенному в очень детальной и плотной программе. 90% из них даже не читали действующий стандарт". Эксперты отмечают, что прогрессивные нововведения могут привести к саботажу со стороны учителей. Потому что новации им не комфортны.
"Большинству учителей — 40 и больше, — говорит социальный психолог Олег Покальчук, — а в Восточной Украине, особенно в прифронтовых районах, у них по 40 лет стажа. Для работы им нужны «лекала». Вот если коммунистическую символику заменить украинской, тогда им понятно, как преподавать". Педагогические кадры моложе, как правило, пришли в профессию только ради высшего образования. Из-за низкой оплаты учительского труда педагогические вузы считаются непрестижными, и поступают в них далеко не отличники.
К примеру, в 2017 году в Киевском педагогическом университете им. Драгоманова на факультете украинского языка самый высокий балл ЗНО (Зовнішнє незалежне оцінювання) по этому же предмету среди поступивших на бюджет равнялся всего лишь 175. Во Львовской области (а там лучшие в стране результаты по ЗНО в 2017 году) на учебу по профилю «учитель информатики» принимали абитуриентов с ЗНО по математике 145 и ниже. Почему? Так как поступить на компьютерные специальности с баллом ниже 170 не было никаких шансов.
За собственный кошт учиться на учителя соотечественники не желают — это тоже показатель. Например, в Харьковском педуниверситете им. Сковороды в 2017 году не было бюджетных мест для поступающих по профилю "учитель младших классов". И только один абитуриент подал заявление на контракт.
Понимая, насколько отечественные учителя не готовы к творческой свободе в своей работе, МОН вводит им модельную программу, но уже не как обязательную, а как вспомогательную. Заместитель министра образования Павел Хобзей в комментарии Корреспонденту также сообщил, что, помимо переобучения учителей, для которых уже подготовлены 100 тренеров, в ноябре будет разработан онлайн-курс по новым методикам преподавания. Предполагается также создание электронной платформы с методическими материалами, на создание которой МОН просит 54,6 млн грн. А вот проблемы, которые очень многие родители считают главным злом нашей школы, пока даже не затрагиваются.
"Коммерциализация убила все живое и инициативное в нашей школе. За годы независимости пришло уже второе поколение учителей, и уже в общении виден их очень низкий культурный уровень. Сейчас даже почти не говорят "учитель", чаще "педагог", потому что педагог ничего не означает", — так описывали Корреспонденту учителей преподаватели трех разных институтов последипломного педагогического образования (ИППО).
Платное репетиторство для учеников, у которых учитель читает предмет, давно стало нормой для украинской школы. Конфликт интересов? Нынешним учителям такое даже в голову не приходит. В больших городах, особенно в престижных школах, учителя смотрят на учеников цинично и прагматично, как на кормовую базу. "У меня их целых 32 — я всех не научу", — заявила учитель младших классов одной престижной гимназии. В сумме расходы на репетиторство с учителями младших классов в этой гимназии доходят до 500 грн в неделю. Растут ученики — растут и расценки на репетиторство с учителями: от 30 грн за занятие (берут даже в младшей школе в селах!) до 250 грн в больших городах.
Оплата дополнительных образовательных услуг на счет пришкольного благотворительного фонда (закон запрещает школам иметь свои счета и брать с родителей наличными), которая колеблется от 3 до 5 тыс. грн в год, все равно не гарантирует, что с тебя не потребуют платить за репетиторство. Оценку ребенку могут занижать столько, сколько нужно для появления у его родителей потребности в приглашении на индивидуальные занятия.
Юристы отмечают, что по Уголовному кодексу подобное поведение учителя можно рассматривать как вымогательство. Даже по законодательству об образовании учителя можно уволить за платное репетиторство своим же ученикам. "Если не может научить детей согласно требованиям стандарта образования, значит, нарушает законодательство, потому что школа обязана дать знания в рамках этого стандарта. Это основание для увольнения, и это ответственность директора", — считает Когут.
Хобзей заявил Корреспонденту, что рабочая группа, которая работала над новым законом, рассматривала эту проблему, но решила вернуться к ней уже при разработке отдельного закона об общем среднем образовании. При этом, отметил он, вопрос платного репетиторства учителями со своими же учениками не затрагивался ни в проекте закона к первому чтению, ни в поправках народных депутатов ко второму чтению, хотя их было внесено 1.700!
Когут говорит, что заложить основы для разрешения этой проблемы все-таки можно было: "В последнем отчете ОЭСР [Организация экономического сотрудничества и развития] о нарушении академической добропорядочности в Украине раскрыты вопросы платного репетиторства, завышения и занижения оценок. Его выводы можно внедрять в законы и подзаконные акты".
В разработке нормативных актов о реформе образования, кроме экспертов, привлекались учителя и другие сотрудники системы, которая и подлежит реформированию. Это давняя традиция украинских реформ, когда реформаторы реформируют сами себя, оставила свой след в новом законе об образовании.
Хотя уже стала избитой истина о том, что у нас бесплатного образования нет, закон не касается формальных и неформальных поборов с родителей. Более того, так как в 2017 году впервые образовательные субвенции из госбюджета включают только зарплату педагогам, собирать с родителей вынуждены даже сельские младшие школы — на ремонты, оснащение и т. п. "У нас всегда родители сдавали по 10 грн в месяц на моющие средства, а в этом году еще мы собираем по 100 в месяц на бесплатные обеды. Хотя какие они теперь бесплатные? Ну и когда принимаем ребенка, берем вступительный взнос — с кого как", — рассказывает директор сельской школы.
В больших городах расходы на обучение детей в бесплатной школе несоизмеримо больше. "Сначала берут 3 тыс. вступительного взноса, а потом пошло-поехало: каждый месяц до 1 тыс. на дополнительные занятия, в благотворительный фонд, ремонты и оборудование кабинета и всего здания, подарки, тетрадки, учебники, карты — за год 10 тыс. набегало", — рассказывает отец старшеклассника одного столичного математического лицея. Два последних класса его сын перешел учиться в другую школу, и 600 грн в год, которые он платит там в фонд школы и класса, стали приятным сюрпризом.
Учителя не под диктофон говорят, что нередко часть родительских взносов распределяется по коррупционной вертикали от директора до начальника районного управления образования. В небольших городах, где работу найти сложно, за место учителя в школе нужно платить взятки. Преподаватель английского языка, которая несколько лет назад ушла из школы и дает частные уроки, рассказывает внутреннюю кухню в сфере образования в городке с населением около 20 тыс.: "Устраиваешься на работу — платишь $600 начальнику управления образования, потом регулярно надо платить директору. Я носила пакеты (икра, алкоголь и прочее), но, видимо, нужно было нести конверт, потому что начались проверки каждый день: конспекты уроков, посещение уроков, меня отчитывали за то, что ученики слишком веселые на уроке, за приветствие на полминуты дольше, чем положено в плане. Я не выдержала и сказала: что вы там рассматриваете, вы же все равно в том конспекте ни слова не понимаете". По ее словам, на эту школу было много жалоб, их проверяла областная прокуратура, директриса на должности все равно долго продержалась, заодно купила своим двум детям по квартире в Киеве и перестроила дачу. "Значит, возила даже в областное управление".
Разработчики нового закона об образовании настаивают, что в рамочном законе менять систему финансирования государственных и коммунальных школ нет смысла, — это предмет отдельного закона о среднем образовании. А вот частным школам удалось добиться для себя позитивных изменений еще в октябре 2016 года, когда закон принимался в первом чтении. Теперь частные школы тоже смогут получать финансирование от государства в расчете на одного учащегося.
"Так получилось: было хорошее лобби частных школ", — сообщил наш источник. По его словам, по предварительным подсчетам, частные школы получат около 250 млн грн в год. В МОН сообщили, что в Украине 180 частных школ или порядка 1% всех общеобразовательных учебных заведений, в них учится 0,6% (23.466) всех учеников в Украине. Хобзей в комментарии Корреспонденту лишь констатировал: "Очевидно, что это будет меньшая сумма, чем получают коммунальные школы".
При этом в МОН утверждают: корректно рассчитать, сколько государство тратит на одного ученика в год, невозможно. Среднее образование финансируется из разных источников и по разным статьям. Сводный бюджет на образование в 168,6 млрд грн (центральный и местные бюджеты) на этот год включает расходы на все образование, в том числе высшее и среднее специальное. Субвенции на образование, которые в этом году направляются только на зарплаты педагогам, охватывает школы и профессионально-технические училища. "Стоимость обучения одного ученика в сельской местности может превышать 50 тыс. грн в год, а в городской школе она составляет 10-12 тыс. грн", — заявила Корреспонденту советник министра образования Оксана Макаренко.
Источники Корреспондента среди руководителей альтернативных школ, утверждают: по их расчетам, в среднем на одного ученика из бюджетов разных уровней тратится около 3 тыс. грн в месяц. У нас получилась несколько иная цифра, но тоже немалая (см. инфографику).
Деньги — за детьми
Принцип "деньги идут за детьми" пока что реально не заведен в реформу. Единственное его проявление, пусть и достаточно кривое — госфинансирование частных школ. Но МОН даже не делает вид, что пытается внедрить "деньги идут за детьми": заместитель министра объясняет госфинансирование для частных школ тем, что в них разрабатываются передовые альтернативные методики. И что таких школ становится все меньше, поэтому государство должно их поддержать. И еще один аргумент: родители учеников частных школ платят налоги, и право их детей на бесплатное образование должно быть реализовано.
Ни одно из этих утверждений, увы, нельзя назвать корректным. Во-первых, и так очевидна разница в доступности для населения частных школ в развитых странах и в Украине. Во-вторых, за рубежом государство чаще всего не направляет деньги в школы, а вычитает из родительских налогов расходы на образование. И наконец, государство поддерживает не школы, а конкретных детей, которые в этом нуждаются по принципу "деньги ходят за ребенком". И вот мы вернулись к ссылкам на мировой опыт, который, увы, в Украине не особо приветствуется, судя по содержанию образовательной реформы.
В Украине о красивой формуле про ходящие за детьми деньги говорят уже не первый год, но вероятность ее внедрения, по крайней мере в ближайшей перспективе, почти нулевая. Ведь тогда нужно, наконец, раскрыть, сколько же государство тратит ежегодно на одного ученика, что повлечет за собой раскрытие всей бухгалтерии расходов на школьное образование — от министерства и госказначейства до отдельной школы. "Похоже, наше руководство само боится, разобраться, сколько же действительно тратится на одного ученика. Если бы какой-нибудь независимый аудитор встряхнул госфинансы на образование, то вышли бы страшные цифры нарушений", — заявил источник Корреспондента.
Тем временем ответственные родители организуют своим детям параллельное образование. Они не ждут милостей от реформы. Да и некогда им ждать.