В Украине ситуация другая. Медведев о войне с Грузией
Пятидневный вооруженный конфликт в Южной Осетии стал первой войной на европейском континенте в 21 веке.
В ночь с 7 на 8 августа 2008 года грузинские военные вошли в Цхинвал непризнанной Южной Осетии, но были выбиты из него российской армией, которая вошла вглубь территории Грузии и остановилась под Тбилиси.
Итогом первой войны на европейском континенте в 21 веке, которая продлилась пять дней, стало выгодное для России перемирие и отдаление вступления Грузии в НАТО.
Накануне годовщины конфликта в Грузии начались военные учение со странами Североатлантического альянса. Подразделения американской армии прошли маршем через всю Грузию вдоль административной границы с Южной Осетией, где дислоцированы войска РФ.
По случаю десятилетия войны между Россией и Грузией Дмитрий Медведев, который в то время занимал пост российского президента, дал интервью Коммерсанту. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Виноват Саакашвили
Если бы не безответственное, аморальное, преступное поведение Саакашвили (президент Грузии 2008-2013 - ред.) и его приспешников, никакой войны бы не было. Да, там в тот период была высокая степень напряженности. Она, собственно, возникла не в 2008 году, а в 1991.
Поэтому корень проблем, конечно, заключается в том, что было в 1990-е годы, в тех решениях, которые принимала в... Тбилиси и которые не были приняты ни в Абхазии, ни в Южной Осетии. Вследствие этого возник конфликт, были введены миротворцы.
В 2008 году правительство Грузии во главе с президентом дало зеленый свет агрессии, и произошло то, что произошло... Это, безусловно, являлось субъективным выбором Саакашвили и его окружения.
Покровители из США
... Саакашвили демонстрировал всяческое желание что-то обсуждать, развивать (отношения с Россией - ред.), а потом как-то пропал... С начала июля 2008 года он ушел со связи. Я тогда не придал этому большого значения, но теперь склонен считать, что это уже была выработанная линия.
Он, с одной стороны, рассчитывал, что новый руководитель РФ займет какую-то иную позицию во взаимоотношениях с его правительством и с ним лично. Иными словами, просто не будет вмешиваться в те процессы, которые будут там идти.
А с другой стороны, я думаю, к тому времени он уже провел полномасштабные консультации со своими покровителями - в данном случае речь идет прежде всего о США.
Признание независимости
Я определенное время думал и пришел к выводу, что ничего лучше, чем признать независимость двух этих образований (Абхазии и Южной Осетии -ред.), по всей вероятности, предложить невозможно. Я руководствовался прежде всего тем, чтобы сохранить прочный мир на будущее...
А с учетом того, что во главе Грузии в тот период стоял такой несбалансированный в психическом смысле человек, как Михаил Саакашвили, другого варианта просто не было... Я уверен, что другое руководство просто не приняло бы такого безобразного решения о нападении на стариков и детей, нападении на российских миротворцев и, по сути, объявлении войны РФ.
Разгромить Грузию не планировали
[Российские танки остановились в нескольких десятках километров от Тбилиси], потому что цель была в том, чтобы выбить грузинские войска из Цхинвала, навести порядок. И предотвратить возможность дальнейшей эскалации насилия, то есть военных действий.
Цель не состояла в том, чтобы разгромить Грузию или казнить Саакашвили. Я считаю, что я правильно поступил, когда принял решение о том, чтобы проявить сдержанность и не форсировать дальнейшие действия.
В конечном счете это дало нам возможность успокоить ситуацию не только в Грузии, Осетии и Абхазии, но и выйти на достаточно спокойные отношения с ЕС и другими странами. Если вы помните, в тот период, несмотря на довольно жесткую реакцию, в конечном счете мы достаточно быстро смогли договориться... Самое главное - был сделан вывод, что агрессию начала Грузия.
И этого уже из истории не вычеркнуть. Но я не считал правильным этот градус, что называется, противостояния поддерживать...
Ситуация в Украине другая
Ъ: Тогда действительно многих поразило, насколько быстро нормализовались отношения России и Запада... И сейчас мы наблюдаем очередной кризис в отношениях России и Запада, связанный уже в первую очередь с Украиной или начавшийся с Украины. Так почему в тот период последствия были так быстро преодолены, а сейчас до сих пор не удается этого сделать и Россия и Запад стоят в этом клинче?
- Это разные ситуации. И люди там другие уже работают: наши партнеры совершенно другую позицию занимают. Но самое главное - что это просто принципиально разные истории.
Хотя, скажем прямо, позиция российской стороны заключается в том, что и применительно к событиям, которые случились в Украине, если бы наши партнеры проявили большую кооперабельность, если бы они не пытались сразу перевести стрелки на РФ, а проявили бы лучшую сбалансированность, как это, например, было в 2008 году, ситуация была бы гораздо проще.
Россия получила мир
- Россия получила главное - мир. Мы смогли защитить своих граждан - их много, граждан Российской Федерации, которые живут и в Абхазии, и в Южной Осетии.
И у нас не болит постоянно голова о том, что в какой-то момент будет очередное нападение, нам придется вмешиваться, защищать наших граждан, защищать нашу безопасность, давать какой-то ответ. В результате просто в регионе все понятно. И это самое главное.
Россия против НАТО
Мы были свидетелями того, как разрушились Советский Союз и Варшавский договор. В то же время сохранилось НАТО, которое со всех сторон пытается окружить РФ...
Сейчас нет ситуации, когда существуют два блока, находящиеся в состоянии противостояния, находящиеся в прямом, по сути, конфликте, как это было во времена существования Варшавского договора и НАТО. А НАТО продолжает действовать.
И НАТО не просто продолжает существовать, оно расширяется и все большее количество стран пытается вовлекать в Североатлантический альянс.
Мы к этому не можем относиться равнодушно, потому что никто не отменял ядерного паритета в мире, никто не отменял того, что для военачальников крайне важно понимать соотношение между стратегическими ядерными силами различных государств.
А государства НАТО, что бы там ни говорили наши коллеги из этого альянса, все равно рассматривают РФ в качестве потенциального противника. И совершенно очевидно, что их военные возможности, включая ядерную триаду, нацелены на Российскую Федерацию. Это, к сожалению, факт.
Соответственно, и мы должны понимать, что можем противопоставить в этой ситуации. И когда кольцо вокруг нашей страны начинает сжиматься - а количество стран, которые входят в НАТО, все увеличивается и увеличивается, - это нас не может не беспокоить...
Расширение НАТО - это безусловная угроза Российской Федерации. И это безусловный вызов.
Грузия в НАТО спровоцирует конфликт
Относительно недавно было принято очередное решение о том, что Грузию ждут и примут в Североатлантический альянс. Как это можно прокомментировать? Это абсолютно безответственная позиция. Это просто угроза миру.
Мы все понимаем, что на территории Грузии существует определенное напряжение, что Грузия рассматривает сопредельные территории, или, с нашей точки зрения, государства, как свои. Значит, есть неурегулированный территориальный конфликт, вне зависимости от того, на какой позиции мы находимся.
И такую страну, такое государство примут в военный блок? Мы понимаем, чем это грозит? Это может спровоцировать страшный конфликт. Непонятно, зачем это надо.
Это может привести к потенциальному конфликту (с Россией - ред.), вне всякого сомнения, потому что для нас Абхазия и Южная Осетия - это самостоятельные государства, с которыми у нас дружественные отношения, и государства, в которых находятся наши военные базы.
И мы понимаем, что если другая страна рассматривает их как свою территорию, то это может привести к очень тяжелым последствиям. Поэтому я надеюсь, что у руководства НАТО достанет все-таки сообразительности ничего не предпринимать в этом направлении.
Россия готова помириться с Грузией
Если говорить о карьере Саакашвили, то она, по всей вероятности, в Грузии завершена, что, мне кажется, очень хорошо для самой Грузии. А с новым руководством мы готовы выстраивать отношения.
Дипломатические отношения могут быть восстановлены, не мы их разрушали. Если грузинские коллеги будут готовы к тому, чтобы их восстановить, мы, естественно, возражать не будем.
За последние годы произошла существенная активизация торгово-экономического сотрудничества, туристического общения, самолеты летают, люди приезжают в Грузию отдыхать. В общем, все это, безусловно, в плюс.
В конечном счете, я надеюсь, это будет способствовать и нормализации политических контактов, и возобновлению полноценного диалога между Москвой и Тбилиси.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet