Газета: Газовый мат

12 марта 2008, 10:26
💬 0
👁 24

Украина оказалась в заложниках у центральноазиатских поставщиков, пишет в сегоднешнем номере Газеты Андрей Лавров.

Эпоха использования Газпромом низких цен на газ для давления на соседей закончится 1 января 2009 года. Вчера по итогам встречи руководителей российской, узбекистанской, туркменской и казахстанской газовых корпораций было решено, что с 2009 года Газпром станет покупать среднеазиатский газ по европейской цене, то есть около $300 за 1 тысячу кубометров. Это позволит не только прекратить затяжные газовые войны, но и вбить последний гвоздь в проект транскаспийского трубопровода, лоббируемого США, ЕС и прочими сторонниками газопровода Nabucco.

Последнее украинское предупреждение

Вчерашняя встреча руководителей Газпрома, КазМунайГаза, Узбекнефтегаза и Туркменгаза в Москве была незапланированной. Фактически она состоялась вместо переговоров представителей Газпрома и Нафтогаза о новых посредниках при поставках газа на Украину, а также европейским потребителям через территорию этой страны. Российско-украинские газовые переговоры запланированы на сегодня, и ясно, что переговорные позиции сторон изменятся. Газпрому теперь абсолютно непринципиально, кто будет осуществлять транзит газа, его сбыт на территории Украины. Если при цене $179 - значительно ниже европейской - Украина могла зарабатывать на российском газе и посредниках, экспортирующих его в Европу (Юлия Тимошенко требовала включить своего трейдера в схему продажи российского газа ЕС), то при среднеевропейской цене - около $315 - Газпром свою маржу получит в любом случае. И ему уже не так важно, чей газ - ямальский или среднеазиатский - потребляет Украина, а значит, неважны и посредники.

Украина на это может ответить лишь одним - безусловно, на сегодняшних переговорах пойдет речь о повышении платы за транзит. В правительстве Юлии Тимошенко уже говорили о том, что справедливой ценой за транзит российского газа были бы около $9, но не $1,7 за прокачку 1 тысячи кубометров на 100 км, как сейчас. Впрочем, цену транзита Украине придется согласовывать не только с Газпромом, но и с европейскими потребителями.

Чей газ в трубе

Президент Института энергетической политики Владимир Милов в интервью корреспонденту Газеты еще два года назад предупреждал, что российско-украинские газовые войны за цену газа и цену транзита приведут к цепной реакции и глобальной ценовой войне.

Источники Газеты в Кремле не скрывают, что коллективное и единовременное решение среднеазиатских республик выравнять цену на свой газ с российским было принято после отмашки из Москвы. И затронуло оно в первую очередь Украину, которая в настоящее время и скупает весь дешевый среднеазиатский газ. Причина демарша тоже ясна: еще в середине февраля президент России Владимир Путин и президент Украины Виктор Ющенко в Москве обо всем договорились, однако правительство Юлии Тимошенко, внешне соглашаясь с решением украинского президента, фактически отменило договоренности глав двух государств. До сих пор не урегулирован вопрос с оплатой газа, фактически потребленного Украиной, но юридически не оформленного. В таких условиях РФ попросту надоело сдерживать цены на среднеазиатский газ для Украины, которая не в состоянии предложить России какой-либо бонус в ответ на дешевый газ и, главное, выполнить взятое на себя обязательство.

Для среднеазиатских республик, давно мечтающих получать такие же прибыли, как и Газпром, переход на общеевропейскую цену - большой подарок. Это означает, что российская газовая монополия из категории скупщика за бесценок переходит в разряд цивилизованных транзитеров, зарабатывающих только на предоставлении услуг по перекачке газа на Запад. "Поскольку ценовая составляющая вопроса исчезнет, надобность в дорогостоящих прямых маршрутах в Европу для стран среднеазиатского региона также исчезнет", - уверен управляющий партнер НКГ 2К Аудит - Деловые консультации Иван Андриевский. По его мнению, "потенциальных покупателей среднеазиатского газа более чем достаточно, при этом и Европа, и Китай готовы платить гораздо больше, нежели на данный момент платит Россия".

Впрочем, для Китая новость о подорожании среднеазиатского газа нельзя назвать приятной. В скором времени из Туркмении будет построена труба в Китай, но китайская сторона рассчитывала все-таки не на $315, а на меньшую цену - по крайней мере, именно это помешало планам России построить газопровод в эту страну.

Чем ответят Украина и европотребители на очередной виток газовых цен?

Сергей Правосудов / гендиректор Института национальной энергетики:

- Вообще, Газпром давно говорил о том, что по поставкам из Средней Азии нужно подписывать долгосрочные договоры по международной ценовой формуле. А соответственно, такие же договоры должны подписываться и с потребителями - странами ближнего зарубежья. В первую очередь, конечно, с Украиной. Если все будет организовано подобным образом, вопросы по ценам начнут решаться автоматически. Думаю, что сейчас мы к этому подошли. Если при этом Украина захочет получить какие-то скидки, то у Газпрома, насколько я помню, есть только одно предложение: получить взамен доступ к ее газотранспортной системе. Так что, если хочется более дешевого газа, то придется возобновить разговоры о создании газотранспортного консорциума. Если же говорить о Западной Европе, там уже давно покупают газ по мировым ценам, в том числе и газ из Средней Азии, который частично туда идет. Поэтому им нет никакой разницы: для них ничего не изменится. А что касается возможного повышения тарифов на украинский транзит, то сделать это до 2010 года не выйдет в любом случае. Ведь в свое время, когда страна в очередной раз задолжала России большую сумму, было подписано соглашение, одним из пунктов которого являлась фиксация цены за прокачку газа до 2009 года включительно.

Владимир Омельченко / ведущий эксперт по нефти и газу Центра имени Разумкова (Киев):

- Ответ, наверное, возможен один: повышением тарифов за прокачку российского газа через территорию Украины и тарифов на хранение газа в украинских хранилищах. Правда, согласовать новые ставки с Газпромом будет непросто. При этом Европа на все происходящее, скорее всего, вообще никак не отреагирует. Потому что сама уже предлагала Туркмении перейти на европейские цены. Единственное - сейчас европейцы избавятся от иллюзий относительно прямых контрактов. А цену на газ для них события не затронут, ведь она продолжит строиться на тех же принципах, что и раньше. Мало того, удорожания за счет транзита Европа также не получит, так как цена формируется в зависимости от стоимости нефтепродуктов, а потом минусуются все затраты на транспорт и тому подобное. В результате просто уменьшится прибыль Газпрома.

Владимир Жарихин / замдиректора Института стран СНГ:

- Все произошедшее можно было предвидеть давно, ведь в Средней Азии не дураки сидят, чтобы отдавать Украине газ за бесценок. А потому украинцам остается лишь перевести стрелки по поводу "газового диктата" со стороны России на Среднюю Азию. В то же время Европа уже получает газ по тем ценам, о которых сегодня ведется речь. При этом возможное повышение платы за транзит даст только обратный эффект: Украина получит такую же цену за транзит по России. Плюс зачем им новые проблемы с Европой? У них и сейчас, между прочим, не все гладко: сколько бы бедных украинцев ни жалели в прессе, авторитет страны в Европе упал. Причем началось это уже давно: тот же проект северного трубопровода родился еще после первого конфликта по газу.

Геннадий Шмаль / президент Союза нефтегазопромышленников России:

- Что касается европотребителей, то я полагаю, они отнесутся ко всему спокойно, потому что уже давно покупают газ по высоким ценам, которые колеблются где-то между $350 и $370 за тысячу кубов. При этом сегодняшние трубопроводы в полной мере задействованы под продажу российского газа. Зачем нам продавать чужой газ, когда и так с трудом обеспечивается прокачка собственного для Европы? Другое дело Украина, которая сейчас покупает туркменский газ по цене примерно в два раза меньшей, чем на мировом рынке, и часть газа, продаваемого "Газпромом" (узбекистанский и казахстанский в большей мере идут на нужды нашей страны). Но в любом случае пока мы видим только заявление - это не значит, что все решено окончательно. Подобные вопросы - процесс длительный, причем как двух-, так и трехсторонний.

ТЕГИ: газ Туркменистан Украина-Россия Узбекистан Газпром Нафтогаз