Свидетели истории. Автокефалия перед выборами
В Украине создана автокефальная поместная православная церковь, военное положение подходит к концу, и продлевать его никто не собирается, кандидаты в президенты проводят смотр своих команд.
15 декабря 2018 года случилось событие, которое останется в учебниках истории, чего уж там. Забудутся и военное положение, введенное впервые за почти пять лет войны, и уголовные дела против коррупционеров, и суета вокруг завышенных тарифов ЖКХ, пишет Валерий Литонинский в №24 Журнала Корреспондент. Затянет новостными лентами вниз. А вот создание независимой украинской церкви в учебники точно войдет.
Стоит признать, что решающую роль в этом процессе сыграло вполне украинское государство. А куда государству было от церкви деваться, если через УПЦ МП вполне светски Кремль решал задачки гибридной войны?
КИЕВСКИЙ СОБОР
Об интригах и геополитических раскладах вокруг украинского православия и предоставления Украине автокефалии можно было бы снять целый сериал, причем не на один сезон. Вопрос автокефалии время от времени поднимался на протяжении всех 27 лет независимости Украины. Вселенский патриарх Варфоломей вспоминал, что по этому поводу к нему обращались все украинские президенты кроме Виктора Януковича. Но окончательно все детали пазла сложились только сейчас.
Тут и желание украинской власти, а также ее роль локомотива в этом процессе. И недовольство украинского общества пророссийской позицией УПЦ МП во время прямой военной агрессии России против Украины. И обида Вселенского патриарха на РПЦ за игнорирование ею Всеправославного собора 2016 года на Крите, который был делом жизни для Варфоломея. Все вместе в итоге и привело Украину к автокефалии.
Завершающим этапом на этом пути должен был стать Объединительный собор украинской церкви, который проходил 15 декабря в Софии Киевской. Подготовка к собору шла тяжело, президент Петр Порошенко признавался, что минимум пять раз переговоры о его проведении заходили в тупик. В конце концов, семь часов греческие и украинские архиереи в качестве участников и единственный мирянин Порошенко в качестве наблюдателя за закрытыми дверями работали ради создания новой церкви.
Больше всего споров было вокруг вопроса, кто эту церковь, собственно, возглавит. Основа новой церкви — это УПЦ Киевского патриархата, она делегировала больше всего представителей на собор, она привела в нее больше всего приходов. Больше, чем глава УПЦ КП Филарет для украинской автокефалии, не сделал никто. Он же наиболее авторитетный религиозный деятель Украины.
Накануне Вселенский патриарх снял с Филарета более чем 20-летнюю анафему, но возглавить новую церковь тот не мог. Он — символ раскола украинского православия и с его предстоятельством негативный шлейф распространился бы и на новую церковь. Ради автокефалии Филарет отказался и от претензий на руководство, но хотел провести во главу церкви своего воспитанника — 39-летнего митрополита Епифания, патриаршего наместника УПЦ КП.
Однако внутри Киевского патриархата был и другой кандидат — митрополит Луцкий и Волынский Михаил. Также свою кандидатуру в главы автокефальной церкви выдвинул митрополит Винницкий Симеон из Московского патриархата. Говорят, ради избрания Епифания Филарет даже пригрозил покинуть собор. А Михаила снять свою кандидатуру уговаривал даже сам Порошенко.
В итоге предстоятелем был избран Епифаний. Он получил титул митрополита Киевского и всея Украины. Филарет остался духовным и почетным лидером новой церкви, сохранив влияние на ее развитие. Официальное название новой церкви — Православная церковь Украины. Кафедральный собор — Михайловский Златоверхий. Уже 6 января 2019 года Епифаний в Стамбуле получит томос от Варфоломея и проведет с ним совместную службу.
А ПОГОВОРИТЬ?
О назначении Епифания перед собравшимися перед Софией людьми торжественно объявил Порошенко. Конечно, объявление результатов собора превратилось в небольшой предвыборный митинг Президента. Он более 20 минут рассказывал о важности события для национальной безопасности, о том, что это окончательное обретение независимости Украиной и прощание с Россией, о европейском выборе и интеграции в НАТО и ЕС. Никаких молитв не было.
Все, даже заядлые оппоненты Порошенко, признают его ключевую роль. Он обеспечил международную поддержку решения, провел переговоры с Вселенским патриархом и даже лично мирил между собой отечественных церковных деятелей. Сейчас эксперты и политологи спорят об истинных мотивах Президента. Приближающиеся выборы или попытка войти в историю, о которой сам так много говорил Порошенко еще в начале своего президентства? Ну в историю он точно вошел, одержав пусть и символическую, но первую большую победу в реальной войне против России. Что касается выборов — узнаем через три месяца.
ЦЕРКОВНОЕ БУДУЩЕЕ
На данный момент Православная церковь Украины (ПЦУ) насчитывает около 7 тыс. приходов. То есть, по сути, объединения как такового в Украине не произошло. Большинство православных приходов остается в составе УПЦ Московского патриархата — около 12 тыс. Перед собором главной интригой было количество представителей УПЦ МП, которые присоединятся к автокефалии. Прогнозировалось участие до 10 епископов Московского патриархата. В итоге же, по подтвержденной информации, участвовали в соборе только двое — митрополит Винницкий Симеон и митрополит Переяслав-Хмельницкий Александр Драбинко.
Сама УПЦ МП официально против автокефалии, собор не признала и продолжает настаивать, что именно она единственная каноническая православная церковь в Украине, а то, что «какие-то раскольники между собой объединяются», их не волнует. То есть, по сути, две православные церкви продолжат параллельно сосуществовать в Украине.
При этом тот же Вселенский патриарх совсем другого мнения и уже предупредил предстоятеля УПЦ МП Онуфрия о том, что тот утратил титул митрополита Киевского. Новый митрополит Киевский Епифаний подчеркивает, что двери автокефальной церкви открыты для всех. Естественно, процесс перехода не будет быстрым. Очевидно, будет реализована «тактика салями» — это когда процесс идет мелкими шагами и малозаметно для внешнего взгляда.
Второй вопрос — насколько самостоятельна новая объединенная церковь. В Московском патриархате много говорили о том, что украинская автокефалия достаточно условна и Вселенский патриарх сохранит серьезное влияние на новую церковь. Но это неправда. Ни на избрание предстоятеля, ни на другие внутренние вопросы украинской церкви Варфоломей влиять не будет.
Президент Украины неоднократно подчеркивал, что насильственно присоединиться к ПЦУ никого не заставят. Из Москвы, конечно, с новой силой разгоняют истории о захвате храмов, но это чистой воды провокации — никто никого не захватывает.
Что касается Киево-Печерской, Почаевской и Святогорской лавр, то они как имущественные комплексы принадлежат государству Украина и только переданы в пользование монастырям Московского патриархата. Конечно, в ПЦУ хотели бы, чтобы святыни принадлежали им. Но каким образом это произойдет, пока никто не берется прогнозировать ответственно.
Политики для автокефалии уже сделали почти все возможное. Теперь Православной церкви Украины, которая объявлена единой, соборной и поместной, предстоит путь к реализации всех этих признаков.
ПОИСКИ ПОДДЕРЖКИ
Кроме церковных вопросов Президент во второй половине декабря занимался и своими прямыми конституционными обязанностями. Одна из них — внешняя политика, и в этой сфере Украине важно было обеспечить жесткую реакцию мира на агрессию России в Керченском проливе. За этим Порошенко отправился в Брюссель, где провел встречи с представителями ЕС и НАТО.
Евросоюз единогласно продлил действие секторальных санкций против России, хотя ранее вокруг этого вопроса возникали споры. Например, громче всех обещала сопротивляться продлению санкций Италия. Но после захвата украинских кораблей поддержка России стала неприемлемой даже для итальянцев, у которых вообще-то отмена антироссийских санкций прописана в коалиционном соглашении действующей власти. А на Западе к выполнению коалиционных соглашений подходят куда как ответственно. В итоге продление санкций прошло вообще без проблем, а обсуждение вопроса заняло не более 10 минут.
Но ЕС отказался усиливать санкции против России за агрессию в море. Хотя Украина направляла свои предложения, например, в части ограничений против российских портов. Категорически против таких предложений выступила Германия. Не помогла даже личная встреча Порошенко с Ангелой Меркель. Вместо ужесточения санкций ЕС пообещал ответить на Азовский кризис дополнительной помощью Украине для восстановления Донбасса. На нее в день визита Порошенко Еврокомиссия выделила первые символические 4 млн евро.
В отличие от ЕС, НАТО куда более конкретно в своей позиции по Азову. Там пообещали усилить военное присутствие в Черном море. Накануне в акваторию уже вошел британский разведывательный корабль HMS Echo (H87). Также Альянс пообещал новую военную помощь в ответ на агрессию Россию. Причем не просто пообещал, а прямо в Брюсселе на президентский самолет загрузил устройства закодированной радиосвязи и портативные GPS-трекеры. Радиостанции, предоставленные НАТО, обеспечивают защищенную связь, которой нашим военным крайне не хватает. Оборудование устойчиво к российским глушилкам, активно применяемым противником на линии разграничения в Донбассе. Так что фраза «Президент привез в Украину помощь НАТО» на этот раз приобрела буквальный смысл.
Еще одна новость о международной поддержке Украины пришла из Вашингтона, когда Порошенко уже был в Киеве. МВФ одобрил новую программу помощи Stand-by для Украины на 14 месяцев на общую сумму $3,9 млрд.
ПОСЛЕДНИЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
Внутри страны же заканчиваются последние приготовления к официальному старту избирательной кампании. Неофициально она уже давно идет полным ходом, что видно по количеству политической рекламы на улицах и в Сети. А вот официально выдвигаться в президенты и регистрироваться в ЦИК в качестве кандидатов политики смогут с 31 декабря.
То, что кампания стартует в срок, сомневаться не приходится. Порошенко на своей пресс-конференции заявил, что военное положение, срок действия которого заканчивается 26 декабря, не будет продлено, если не будет полномасштабного вторжения России. Собственно, только продление военного положения подготовку к выборам и может сорвать.
По словам Президента, за время военного положения состоялась передислокация войск, а готовность страны к отпору агрессии значительно увеличилась. При этом Россия, по данным Порошенко, с момента введения военного положения отвела менее 10% тех войск, которые были сосредоточены ранее у границы Украины. Так что нивелировать угрозы не стоит.
Категорически отказался на пресс-конференции Президент отвечать на вопрос о своем баллотировании на второй срок. Дескать, когда официально начнется кампания — тогда все и узнаете, объявим дополнительно. Однако когда Порошенко сказали о том, что пора подбивать итоги его президентства, он удивился: «Не рано ли?». Тут вся интрига с баллотированием и пала. На многочисленные вопросы о низких рейтингах власти, судя из данных социологов, Порошенко отвечал, что в Украине вообще нет политиков с высоким рейтингом доверия.
За три месяца до выборов все соцопросы достаточно условны. Хотя оппоненты Порошенко их с удовольствием смакуют. Например, «первый непроходной» Анатолий Гриценко, которому социологи рисуют победу во втором туре над любым соперником. Чтобы в этот второй тур хотя бы попасть, Гриценко объединяет вокруг себя таких же, как сам, политических неудачников последних лет. В его штаб вошли экс-депутаты Николай Томенко и Николай Катеринчук. Целая партия «сбитых летчиков» получается — почему бы так эту политсилу и не назвать?
Возглавил же предвыборный штаб Гриценко действующий нардеп Виктор Чумак, который ранее сам собирался в президенты, но в итоге решил поддержать бывшего министра обороны. Больше к Гриценко никто присоединяться не спешит, ни мэр Львова Андрей Садовый, ни певец Святослав Вакарчук, которым полковник ранее предлагал сотрудничество.
Сам Вакарчук продолжает держать интригу вокруг своего похода в политику. «Если вы хотите услышать что-то конкретное, немного потерпите… Если нужно будет, я не буду думать ни секунды», — интриговал певец и пригласил, чтобы его о регистрации кандидатом попросили. При этом он заявил, что объединяться с другим виртуальным кандидатом в президенты — Владимиром Зеленским — не намерен. Говорит, что не знает такого политика. Так и вся страна не знает, а вот социологи знают и верят в него.
А Юлия Тимошенко вся занята продвижением через парламент одного из столпов своей предвыборной кампании — моратория на продажу земли в Украине. Архаичную норму, сдерживающую развитие украинской экономики, Тимошенко предлагает продлить вообще на пять лет и называет защитой национальных интересов. Защитой интересов крупных агрохолдингов, видимо? Кстати, отказ от моратория — один из пунктов программы украинского правительства в сотрудничестве с МВФ. То есть Тимошенко четко дала понять, что поддержка международных финансовых организаций Украине не нужна. И устойчивый курс, соответственно, — тоже.