Lenta.ru: Восемь лет спустя
Спустя без малого восемь лет после убийства редактора интернет-издания Украинская правда Георгия Гонгадзе, апелляционный суд Киева вынес обвинительный приговор его убийцам, пишет о судебном процессе журналист интернет-издания Lenta.ru Алексей Демьянов.
15 марта трое бывших сотрудников Департамента внешнего наблюдения и криминальной разведки МВД Украины Николай Протасов, Валерий Костенко и Александр Попович были приговорены к 13, 12 и 12 годам лишения свободы соответственно.
Между тем , генерал-лейтенант и экс-глава Департамента внешнего наблюдения, который, по данным следствия, был организатором и непосредственным исполнителем убийства, до сих пор находится в розыске. О "заказчиках" , среди которых могут быть высокопоставленные украинские чиновники и политики, и о причинах убийства также ничего не известно.
Судебные слушания начались еще в декабре 2005 года. Процесс над тремя обвиняемыми проходил за закрытыми дверьми без присутствия журналистов. Более того, еще в марте 2006 года всем относящимся к делу документам был присвоен гриф "совершенно секретно". Очевидно, что все это не способствовало прояснению ситуации и обстоятельств дела.
Известно, например, что осенью 2000 года за Гонгадзе велась слежка силами нескольких десятков сотрудников главного управления криминального поиска департамента поисково-розыскной деятельности МВД Украины. Среди них был и , специально отозванный для этой цели из отпуска. Однако с какой целью была установлена слежка - остается под вопросом. Зато известно, что "Украинская правда" опубликовала результаты журналистских расследований фактов коррупции в высших эшелонах власти Украины.
Известно также, что 15 сентября 2000 года Протасов, Пукач, и предприняли первую попытку задержать Гонгадзе. Согласно разработанному плану, Попович, являвшийся личным водителем Алексея Пукача, должен был забрать журналиста под видом таксиста, потом в машину должны были подсесть Пукач, Протасов и Костенко. Последний, кстати был привлечен к операции, судя по всему, случайно: он стоял на дежурстве у посольства США в Киеве, когда к нему обратился непосредственный начальник Алексей Пукач и приказал сесть в свою служебную машину, чтобы поддерживать радиосвязь.
Известно, что 15 сентября попытка задержания не удалась - Георгий Гонгадзе остановил другую машину и уехал на ней. Зато она удалась на следующий день, 16 сентября. По данным следствия, четверо милиционеров на служебной машине вывезли Гонгадзе в поле вблизи села Сухолисы Белоцерковского района Киевской области. При этом, как отметил заместитель генерального прокурора Украины Виктор Шокин, в курсе предстоящего убийства был только один Пукач.
"Милиционеры-полковники, выступавшие в роли других пассажиров, не знали, что едут убивать. Георгий также не догадывался о близкой смерти. Об этом знал лишь Пукач. Николай Протасов и Валерий Костенко осознали совершение убийства, уже когда связали человека, а один из них принялся копать для него могилу", - рассказал Шокин. Согласно показаниям троих соучастников преступления, после того, как Гонгадзе связали, Пукач собственноручно задушил журналиста его же ремнем. Потом тело якобы облили бензином и закопали в заранее выкопанную яму.
Известно, что тело Георгия Гонгадзе было обнаружено 2 ноября 2000 года, но не в поле близ села Сухолисы, а в Таращанском лесу примерно в 100 километрах от Киева. Труп был обезглавлен. После многочисленных и противоречащих друг другу экспертиз в 2002 году было объявлено, что найденное тело действительно было телом Гонгадзе. Тогда же генеральный прокурор Украины заявил, что причина смерти журналиста - отсечение головы.
Вполне резонный вопрос, почему тело было найдено не там, где его захоронили, был со временем разрешен. В 2006 году на допросе Валерий Костенко якобы показал, что тело могло быть выкопано Алексеем Пукачом, а затем перезахоронено. Однако данное объяснение вновь обернулось своей противоположностью и только затемнило дело. Возникли сомнения в обстоятельствах смерти Гонгадзе - умер он ли от удушения или от отсечения головы. Или же его застрелили, а голову отрубили, чтобы скрыть улику - пулю?
Известно, что после совершения убийства все его участники молчали. Согласно показаниям троих обвиняемых, их запугал Алексей Пукач. Тем не менее, по некоторым данным, молчание могло быть куплено не только за страх. В начале 2001 года сотрудники, участвовавшие в "операции", получили служебные поощрения: Протасову было присвоено звание подполковника, Костенко - звание майора, Поповичу - капитана, и всем троим выдана премия. Что касается Пукача, то он в 2003 году получил новую трехкомнатную квартиру, хотя не факт, что это связано с убийством Гонгадзе.
Известно, что в 2000 году лидер Социалистической партии Украины заявил на заседании парламента, что располагает аудиозаписями, которые указывают на причастность высшего руководства Украины к убийству Гонгадзе. Записи были сделаны майором президентской охраны , который к этому времени ушел со службы и предусмотрительно выехал в Чехию вместе с женой и ребенком, а в 2001 году перебрался в США, где ему и было предоставлено убежище.
На записях один из собеседников, голос которого напоминает голос Леонида Кучмы, обсуждает со вторым человеком, предположительно, тогдашним шефом МВД , детали "заказа" Гонгадзе. Также известно, что в разговорах на пленках фигурировали имена известных политиков, в том числе . Американская фирма "Бэк Тек", проанализировав записи, пришла к заключению, что они являются аутентичными. Между тем ряд других экспертов пришли к заключению, что пленки являются откровенной фальсификацией.
Известно, что в марте 2005 года политический оппонент Леонида Кучмы, , пришедший к власти в результате "оранжевой революции" (при поддержке того же Литвина, который занимал пост спикера Верховной Рады), заявил, что убийство Георгия Гонгадзе раскрыто, а его исполнители задержаны. Генпрокурор Святослав Пискун пообещал не ограничиваться наказанием исполнителей преступления, а добраться до его заказчиков и объявил, что в 10 утра пятницы 4 марта в прокуратуру вызван бывший глава МВД Юрий Кравченко, чей голос якобы слышен на "записях Мельниченко".
Известно, что в пятницу 4 марта генерал Юрий Кравченко был найден мертвым на своей даче в элитном поселке "Золотые ворота" в Конче-Заспе под Киевом. По официальной версии, Кравченко покончил жизнь самоубийством, дважды выстрелив себе в голову. После смерти Кравченко прокурор Пискун пообещал приобщить "записи Мельниченко" к делу об убийстве Гонгадзе, однако так и не ясно, было ли это сделано или нет.
Известно, что в ноябре 2005 года прокуратура передала 60-томное дело об убийстве Георгия Гонгадзе в суд, точнее ту его часть, которая касается соучастников преступления - Николая Протасова, Валерия Костенко и Александра Поповича. Их также часто также называют "непосредственными исполнителями преступления". Всем троим были предъявлены обвинения по части 3 статьи 166 (превышение власти или служебных полномочий) и пункту "и" статьи 93 (умышленное убийство, совершенное по предварительному сговору группой лиц или организованной группой) Уголовного кодекса Украины.
Между тем, "самого непосредственного исполнителя", Алексея Пукача, найти так и не удалось. Еще в 2003 году он уехал из страны. Украинские СМИ нашли его в Израиле. Однако адвокат Пукача, со своей стороны, выразил сомнения в том, жив ли его клиент вообще. Что касается другой части дела об убийстве журналиста, связанной с установлением организаторов и заказчиков преступления, то по ней было продолжено досудебное следствие.
Известно, что к моменту передачи дела в суд, несмотря на многочисленные экспертизы, в том числе в Германии, тело Гонгадзе так и не было окончательно опознано. Из публикаций украинских СМИ стало известно, что Служба безопасности Украины (СБУ) нашла загранпаспорт на имя генерала МВД Алексея Пукача у одного из членов партии "Батькивщина", входящей в Блок . Известно, что в январе 2007 года, когда уже вовсю шел процесс над тремя соучастниками убийства Гонгадзе, Генпрокуратура Украины начала новое следствие по этому делу.
Словом, известно столько всего, что ничего так и не понятно. 15 марта после вынесения приговора Протасову, Костенко и Поповичу вдова Георгия Гонгадзе Мирослава, заявила, что приговор не является концом процесса. "Наказание исполнителей преступления нельзя считать завершением дела. На скамью подсудимых должны сесть организаторы и заказчики убийства", - добавила она.
Говорить о том, что украинское правосудие неспособно справиться с делом Гонгазде, было бы несправедливым. По итогам восьми лет оно доказало свою эффективность. В рамках существующих негласных границ