Ъ: В деле Гонгадзе поставили точку с запятой
В минувшую субботу апелляционный суд Киева вынес приговор по самому громкому судебному процессу последних лет на Украине - делу Гонгадзе, пишут о судебном процессе журналисты издания Григорий Плахотников и Елена Геда
Трое исполнителей преступления - заказного убийства учредителя интернет-издания "Украинская правда" - приговорены к тюремным срокам от 12 до 13 лет. Еще один обвиняемый до сих пор находится в розыске. Между тем заказчики преступления, которые, как считают многие эксперты, находятся среди ближайшего окружения экс-президента Леонида Кучмы, не установлены до сих пор.
К оглашению приговора обвиняемым в убийстве Георгия Гонгадзе в апелляционном суде Киева готовились тщательно. Проведение заседания было назначено на субботу, как пояснили "Ъ" в суде, "специально, чтобы избежать лишней толкотни". В отличие от открытых заседаний, проводившихся в небольшом зале на втором этаже, для оглашения приговора был выделен недавно отремонтированный зал на первом этаже здания.
Двоих подсудимых - Николая Протасова и Валерия Костенко в суд привезли под конвоем, еще один - Александр Попович, находившийся на подписке о невыезде, к назначенному времени в суд прибыл в сопровождении каких-то людей в гражданском, осуществлявших его охрану. Родственников подсудимых в зале суда не было. "Им (родственникам - ред.) запретили. Да и зачем? В понедельник-вторник будет свидание без нервотрепки", переговаривались между собой адвокаты.
Коллегия судей палаты по уголовным делам апелляционного суда Киева во главе с председательствующей на процессе Ириной Григорьевой начала оглашение приговора в 11:10. Подсудимые сидели в одинаковых позах, наклонившись вперед и обхватив руками голову, из-за чего казалось, что они закрывают уши, чтобы не слышать голоса судьи. На протяжении пяти часов, потребовавшихся для оглашения приговора, своих поз они практически не меняли.
Бывшие сотрудники МВД Николай Протасов, Валерий Костенко и Александр Попович были признаны виновными в совершении умышленного убийства по предварительному сговору и приговорены к 13, 12 и 12 годам лишения свободы соответственно. Как подчеркивается в постановлении, суд учел степень тяжести совершенного преступления, а также смягчающие обстоятельства: слабое здоровье господина Протасова и сотрудничество со следствием господ Костенко и Поповича.
Напомним, убийство Георгия Гонгадзе, который занимался расследованием коррупции в высших эшелонах украинской власти, вызвало громкий политический скандал. Вскоре после преступления были обнародованы аудиозаписи сотрудника службы охраны тогдашнего президента страны Леонида Кучмы Николая Мельниченко, сделанные с помощью подслушивающего устройства в кабинете господина Кучмы. По утверждению самого господина Мельниченко, они недвусмысленно указывали на причастность Леонида Кучмы и многих представителей украинской элиты к убийству журналиста.
Записи Николая Мельниченко были использованы в качестве доказательств на нынешнем судебном процессе. По мнению суда, оказавшиеся на скамье подсудимых милиционеры выполняли распоряжение своего начальника - теперь уже бывшего главы департамента внешнего наблюдения и криминальной разведки МДВ Алексея Пукача. Его дело выделено в отдельное производство, а сам он находится в розыске.
В приговоре отмечается, что киевские милиционеры похитили Георгия Гонгадзе 16 сентября 2000 года на служебном автомобиле Hyundai, за рулем которого находился Александр Попович, и отвезли его в лес в районе села Сухолесье Киевской области. Там сотрудники МВД вывели его из машины, раздели, связали и положили лицом вниз рядом с выкопанной ямой. После этого Алексей Пукач начал душить журналиста - вначале руками, а потом ремнем. Одновременно Александр Попович бил Георгия Гонгадзе в живот. После того, как господин Гонгадзе умер от удушья, Николай Протасов и Валерий Костенко бросили труп журналиста в яму, облили бензином и сожгли. Когда тело Георгия Гонгадзе догорело, яму закопали. Сразу после этого милиционеры сели в автомобиль и вернулись в Киев.
Подсудимые признали себя виновными частично, указывая, что они не знали о намерении начальника убить журналиста - эти доводы суд, впрочем, не принял. В решении суда отмечается, что оно может быть обжаловано в Верховном суде в течение месяца. О намерении обжаловать приговор уже заявили адвокаты осужденных милиционеров, представители же Георгия Гонгадзе сообщили, что вердиктом довольны. Вдова журналиста Мирослава Гонгадзе заявила, что приговор свидетельствует о возможности "даже при беззаконии, которое до сих пор властвует на Украине, добиться хотя бы частичной справедливости".
При этом она отметила, что наказание исполнителей преступления нельзя считать завершением дела и, "пока наказания не понесут все причастные к убийству, ни президент, ни другие высокие должностные лица не имеют права сказать обществу и международному сообществу, что дело Гонгадзе завершено". Примечательно, что сразу после оглашения вердикта глава Соцпартии Украины Александр Мороз заявил, что между прежними и нынешними украинскими властями существует сговор, цель которого поскорее замять скандальное дело.