Николай Лысенко. Гетьман украинской музыки
Основатель и вершина украинской классической музыки. Поведал миру о красоте народной песни, раскрыл потенциал авторской музыки и встал у истоков театрального искусства в Украине.
Гениальный композитор Николай Лысенко считается основателем украинской национальной музыки. Его сравнивают со всемирно известными композиторами - поляком Фредериком Шопеном и венгром Ференцем Листом - основоположниками национальной музыки своих народов. Называют Тарасом Шевченко в музыке.
Потомок помещицкого и козацкого родов Лысенко объединил в себе преданность национальной идее и тягу к просветительской деятельности. С его именем связана эпоха становления профессиональной музыки, театра и творческого образования в Украине. Корреспондент.net вспоминает великого украинца.
Биография Николая Лысенко
Николай Витальевич Лысенко родился 22 марта 1842 года в селе Гриньки на территории современной Полтавской области. Это село принадлежало Николаю Булюбашу, маминому дяде, чьи корни идут из полтавского помещичьего рода Луценко и из казацкого рода Булюбашей. Их предок - сбежавший в Запорожскую сечь турок.
Мать Ольга Еремеевна была выпускницей Смольного института в Санкт-Петербурге, чаще всего говорила на французском языке, к чему приучала своих детей.
Отец композитора - полковник Орденского кирасирского полка, дома предпочитал говорить на украинском языке. Его бабушка очень любила народные песни и сказки, которыми маленький Николай заслушивался.
Первые уроки игре на рояле пятилетний Николай получит от матери, которая хорошо владела инструментом. Почувствовав талант сына родители наняли ему учителя.
Национальное самоопределение Лысенко состоялось в возрасте 14 лет, когда вместе со своим троюродным братом-сиротой Михаилом Старицким, который жил в их семье, гостили у дяди Андрея Романовича и читали запрещенные стихи Тараса Шевченко.
По воспоминаниям Старицкого, Лысенко был очарован мелодичностью украинского языка, формой и смелым содержанием этих произведений.
После домашнего обучения Лысенко учился в киевских пансионатах, а затем в Харьковской гимназии. В этом городе Николай прославился, как пианист.
Вместе с друзьями путешествовал по Украине и собирал фольклор. Университет закончил в Киеве, в мае 1865 года получил степень кандидата естественных наук. Сочинительство для него становится хобби.
Но позже Лысенко и Старицкий основали Общество украинских сценических аматоров. Как писал Иван Франко, образовалось товарищество, каких Украина не видела ни до, ни после.
Вскоре Николай решает получить профессиональное музыкальное образование. Три года он обучался в Лейпцигской консерватории у профессоров Райнеле и Рихтера. Там он написал свое первое значительное произведение - Заповит на слова Шевченко. Закончил консерваторию в 1869 году.
Несмотря на успешные концерты собственных произведений в европейских столицах и признание пианистом-виртуозом Лысенко возвращается в Киев. Он принимает участие в создании сельских школ, дает частные музыкальные уроки и преподает в институтах и школах.
Вклад в украинскую культуру
В 1904 году Лысенко открыл собственную музыкально-драматическую школу, которая стала первым украинским учебным заведением, предоставлявшее высшее музыкальное образование по программе консерватории.
Лысенко писал произведения в различных жанрах: оперном, хоровом, вокальном, инструментальном, больше значение придавал обработке украинской народной песни.
Несмотря на царскую политику Николай Лысенко занимал однозначную позицию относительно статуса украинского языка в музыкальном творчестве.
Он обращался преимущественно к украинским авторам или переводам западных произведений на украински язык. На русском языке у Лысенко есть только одно произведение.
Он написал такие гениальные украинские оперы как Тарас Бульба, Наталка Полтавка, Энеида. Важное место в его творчестве занимают приозведения Тараса Шевченко.
Николай Лысенко заслуженно считается основателем украинской национальной музыки. Существенную роль в этом играет как его композиторская, так и этнографическая деятельность.
Он записал свадебный обряд в Переясловском уезде, думы и песни кобзаря Остапа Вересая, заметки об украинских народных музыкальных инструментах.
Из-за популяризации украинского языка Лысенко находился под наблюдением царских властей и однажды был на недолгое время арестован.
Искусствоведы объясняют, что Лысенко всячески пытался вывести собственных слушателей "из хуторянской обстановки в самый широкий европейский мир".
Его Украинская сюита стала первым произведением, которое сочетало народное творчество и европейские танцевальные традиции. Композиторы переняли это прием только через 10-20 лет.
Его произведения по сей день исполняются на оперных и театральных сценах всего мира.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet