Всем в очередь. Что ждет президента Зеленского

Корреспондент.net,  26 апреля 2019, 10:55
💬 67
👁 23560

Украинцы выбрали нового президента. И пока в обществе продолжаются споры о правильности и мотивах такого выбора, новому главе государства нужно переходить от агитации к решению конкретных задач.

В первую очередь — выстраивать отношения с Верховной Радой, от чего напрямую зависит его политическое будущее, пишет Валерий Литонинский в №8 Журнала Корреспондент

В очередь к Владимиру Зеленскому выстроились избиратели с вопросом: «Когда получим обещанное?» Где-то рядом выстроились те чиновники и политики, которые хотят получить место в его команде. И поблизости равняет свои ряды многочисленная и хорошо обученная оппозиция — те самые 24,45%, которые были готовы закрыть глаза на недостатки предшественника ради стабильного движения по избранному пути.

После затяжной избирательной кампании, как после любой вечеринки, наступает похмелье и период переосмысления событий бурной ночи. Вот и к новоизбранному, шестому президенту Украины Владимиру Зеленскому, похоже, приходит понимание, что теперь за все предвыборные лозунги будут спрашивать, а значит, разбрасываться ими и дальше уже не стоит. Впереди у Зеленского, как и у любого новоизбранного украинского президента, борьба за полномочия и право расставлять лояльные фигуры на ключевые позиции.

БЕЗРАДОСТНОЕ БУДУЩЕЕ

Первый вызов для Зеленского — взаимодействие с Верховной Радой, без которого новоизбранный глава государства не сможет воплотить в жизнь свои идеи и задумки. В парламенте у Зеленского нет собственной фракции, а значит, положиться пока толком не на кого. Конечно, депутаты вскоре покажут склонность к резкому «озеленению», но пока этот процесс не приобрел массового характера и не стал публичным.

Наверняка Зеленский может положиться только на парламентариев, которых связывают с его бизнес-партнером Игорем Коломойским. Это ряд внефракционных депутатов из партии УКРОП и депутатская группа Відродження. Добавим сюда перебежчиков из Блока Петра Порошенко и часть Народного фронта, ориентирующуюся на министра внутренних дел Арсена Авакова, — вот и весь кадровый резерв новоизбранного президента в нынешнем парламенте.

На протяжении избирательной кампании Зеленского неоднократно предупреждали о том, что в случае избрания он столкнется с проблемой взаимоотношений с Радой, потому что она фактически имеет контрольный пакет полномочий по части назначения на ключевые должности. Фаворит президентской гонки тогда отвечал, что попытается наладить сотрудничество с нынешним созывом парламента, а если депутаты на контакт не пойдут, то будут задействованы другие варианты, «которые многих удивят».

И вот эти варианты выложены на стол. Например, идея о роспуске парламента. Зеленский признавал, что это может быть выгодно его команде, но обещал действовать строго по закону. Закон, а точнее статья 90 Конституции Украины, предусматривает три основания для досрочного прекращения полномочий Верховной Рады: неспособность депутатов в течение месяца сформировать парламентскую коалицию, невозможность в течение 30 дней на протяжении одной сессии открыть пленарные заседания, несформированное правительство в течение 60 дней после отставки Кабинета Министров.

Из всех этих сценариев даже теоретически реализуемым на данный момент не является ни один. Просто потому, что в течение последних шести месяцев полномочий Верховной Рады ее распустить нельзя. Хотя чисто виртуально президент может заявить, что срок полномочий нынешнего парламента — это до первого заседания вновь избранной Рады, то есть не ранее середины ноября. Но даже в этом случае у Зеленского остается буквально пара недель, чтобы доказать, что коалиции в Раде нет.

EPA
Есть коалиция в Раде?

Представители уходящей власти не устают заявлять, что коалиция в парламенте есть, но ее поименного списка так никто и не видел. После того как в феврале 2016 года из коалиции вышли фракции Батьківщина, Самопоміч и Радикальная партия, остались в ней только Блок Петра Порошенко и Народный фронт, а также примкнувшие к ним внефракционные депутаты. На двоих в этих фракциях на сегодняшний день только 215 депутатов. Большинство — это минимум 226. БПП и НФ объясняют наличие коалиции поддержкой со стороны тех самых упомянутых внефракционных депутатов. Что, кстати, подтверждается результатами наиболее важных голосований — например, о госбюджете, о евроатлантических устремлениях Украины. Непреодолимых проблем с проведением необходимых вопросов через Раду у власти в последние годы не возникало.

Чтобы новый президент мог воспользоваться такой лазейкой, как отсутствие коалиции, ему для начала придется определить, с какого момента считать эти самые 30 дней возможного отсутствия коалиции. Этот срок критически важен, потому что он выводит возможную дату объявления повода к роспуску в тот интервал времени, когда объявлять его уже нельзя, — те самые «не позже чем за шесть месяцев до прекращения полномочий», помним?

И тут желающим распустить парламент может пригодиться печально известный Киевский окружной административный суд. Почему печально известный? Потому что по скандальным решениям этот суд давно переплюнул всех. Только из последнего — признание незаконным решения о национализации ПриватБанка, отстранение от исполнения обязанностей министра здравоохранения Ульяны Супрун, приостановка решения о переименовании УПЦ МП. И список можно еще долго продолжать. Так вот, именно этот суд 6 марта потребовал от Верховной Рады подтвердить информацию о наличии коалиции по состоянию на 28 февраля, «с указанием фамилий, имен, отчеств народных депутатов, входящих в ее состав». Такое постановление было вынесено в рамках рассмотрения иска депутата Андрея Деркача по поводу бездействия координаторов коалиции, не обеспечивших внесение в Раду кандидатуры министра здравоохранения. 

И прежде чем установить степень ответственности кураторов большинства, суд пожелал необходимым установить сам факт существования коалиции. Подать подтверждающие документы просили до 12 марта, но Рада этого не сделала.

Получается, если Окружной админсуд установит, что коалиции в Раде нет с 28 февраля, то у новоизбранного президента будут основания опереться на это решение для роспуска парламента и вынести это решение на следующий после инаугурации день.

Основания, конечно, дохленькие, ведь речь идет о прекращении полномочий конституционного органа на основании возможного решения административного суда. Да и вся эта комбинация имеет мало общего с обещанием Зеленского действовать строго по закону.

Итого, если Зеленский действительно собирается распускать Раду с достаточно вескими основаниями и без обвинений в свой адрес об узурпации власти, то сделать это он должен до 27 мая и на основании пункта о доказанном отсутствии коалиции. Теоретически может и успеть, но скандалов и разборок все равно не избежать. И, очевидно, последует окрик от западных партнеров Украины, так как подобный сценарий имеет мало общего с демократическими процедурами.

РАДИ ЧЕГО ОНО?

А еще вопрос: стоит ли для Зеленского такая игра свеч? С одной стороны, на волне успеха после президентских выборов он может закрепить его на выборах парламентских, ворвавшись в Раду «на плечах неприятеля». Например, во Франции поле избрания Эммануэля Макрона досрочные парламентские выборы прошли уже через месяц, и победила на них как раз партия новоизбранного президента. Зеленский явно видит во французском лидере определенную модель и для себя. Но распустить парламент сейчас — это получить обвинения в попытке узурпации власти, нарваться на жесткий отпор со стороны попутчиков в Раде уже сейчас. Инстинкт самосохранения у депутатов, опасения у крупного бизнеса, а также неприятие перспектив автократии у оппозиционных общественных движений могут сложиться в такую гремучую смесь, что сделает сценарий заведомо нереализуемым.

А вот искать людей в партию для Зеленского проблемой не будет — под офисом уже стоят виртуальные очереди из претендентов на место в списке, а также из желающих получить добро на выдвижение по соответствующим мажоритарным округам.

Тем временем в штабе новоизбранного президента заявляют, что «на сегодняшний день говорить о роспуске Верховной Рады не представляется возможным. На сегодня этот вопрос не к нам, и он не должен обсуждаться».

Категорически отрицает возможность досрочного роспуска парламента и действующий спикер Андрей Парубий. Хотя внутри парламента уже начали собирать подписи за его отставку, а также появилось постановление о досрочном роспуске Рады. Понятно, что сами по себе депутаты уж точно не разойдутся. Хотя, например, Ирина Луценко, представитель действующего Президента в парламенте, не так уверена, как спикер. Она оценила шансы на роспуск парламента как 50 на 50.

ПЕРЕОБУВАНИЕ НА ХОДУ

Вообще процессы внутри Рады — самое интересное и важное, что сейчас происходит в украинской политике. Естественно, быстро нашлись желающие дружить с новой властью. Например, Юлия Тимошенко уже заявила, что новоизбранному президенту нужно подставить плечо. И это еще не все. «Если у этого парламента осталась хоть капля совести, нужно дать возможность сформировать новое правительство, которое будет жить абсолютно в новых целях и задачах», — говорит Тимошенко.

То есть она внятно дала понять, что поддержит любые усилия по отправке в отставку Кабмина во главе с Владимиром Гройсманом.

Конечно, поучаствовать в формировании этого самого правительства и даже возглавить его не против сама Юлия Владимировна. Сильный премьер-министр при слабом президенте — хорошо знакомая ей ситуация, на такой период пришелся пик ее политической карьеры в 2007-2010 годах. Но с воплощением в жизнь подобных мечтаний у Тимошенко могут возникнуть проблемы. Во-первых, самому Зеленскому, если он действительно рассчитывает на успешную политическую карьеру, ни к чему настолько токсичные союзники. А во-вторых, действующий премьер-министр Гройсман никуда уходить пока не собирается.

Гройсман уже переговорил по телефону с Зеленским и заявил о готовности сотрудничать с новоизбранным президентом после его вступления в должность, если «не будет идеологических разногласий». Так что никуда нынешний премьер и его правительство до парламентских выборов не денутся, и как раз Владимир Борисович, а не Тимошенко, может исполнить роль сильного премьера при неопытном и только входящем в курс дел президенте.

При этом вступить в должность Зеленский может уже с серьезно ограниченными и урезанными полномочиями. Подложить такую свинью ему готов уходящий парламент. Там вдруг вспомнили о давней инициативе фракции Самопоміч по принятию закона о президенте. Документ предусматривает сужение полномочий главы государств, чтобы он не мог назначать состав Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг и других регуляторов, руководителей СБУ в областях, не создавал органов вроде Госуправления делами.

Согласно законопроекту Самопомочи, канцелярия президента должна быть вспомогательным органом и не дублировать полномочия правительства, премьер-министр должен стать секретарем СНБО по должности, а президент может назначать или увольнять кого-то в исполнительной власти только по представлению или с согласия премьер-министра. Даже министров иностранных дел и обороны. Кроме того, в документе определена процедура прекращения полномочий президента. Самопоміч предлагает голосовать за этот проект пакетом вместе со снятием депутатской неприкосновенности. Чтобы никому обидно не было.

Под такое сужение влияния президента на процессы в государстве голоса могут найтись — теоретически. По сути, в этом могут быть заинтересованы все многочисленные неудачники президентских выборов, которых полно в парламенте. Но такие инициативы вряд ли воспримет общество, которое только что абсолютным большинством избрало нового президента, а теперь его ставят в совсем новые условия.

За шумом переходного периода и прихода новой власти прячутся и другие процессы. Например, активно идет подготовка к парламентской кампании, какой бы она ни была — в срок или досрочной. Уходящий Президент Порошенко уже заявил, что остается в политике, будет бороться за сохранение достижений своего президентства и участвовать в парламентских выборах. Несмотря на угнетающий результат второго тура президентских выборов, Порошенко нашел способ достойно принять поражение и выйти из проигранной кампании на волне позитива. Действующий глава государства первым в истории Украины сразу после оглашения экзитполов поздравил своего оппонента с победой, что стало важным сигналом для всех западных партнеров.

Также поражение Порошенко, как ни странно, мобилизовало его избирателей. Опять же впервые в истории страны мы увидели стихийный митинг в поддержку уходящего президента со словами благодарности в его адрес за проделанную работу. Теперь для Порошенко важно не растерять эту поддержку до парламентских выборов и конвертировать ее в многочисленную депутатскую фракцию уже в новом созыве Рады.

EPA
Люди благодарят Порошенко

Для этого Порошенко обещает перезапуск своей партии, ее омоложение и даже внутрипартийный праймериз для формирования команды. Своим сторонникам, собравшимся на Банковой, Порошенко пообещал через пять лет вернуться в Администрацию президента, а потом в ответ на скандирование с требованием вернуться через год ответил: «Через год, так через год».

Насчет «через год» — не знаем. Ведь если у Порошенко действительно будет возможность переизбраться через год — это будет означать, что страна оказалась ввергнутой в мощнейший политический кризис. А вот сильная оппозиция, которой обещает стать уходящий глава государства, Украине точно не помешает.

В любом случае списывать Порошенко со счетов еще очень рано. Его политическая карьера не заканчивается, он умеет держать удар, что уже показал в 2005 году, после того как рассорилась оранжевая коалиция, а сам он оказался за бортом всех властных кабинетов. К тому же он располагает достаточными личными денежными ресурсами, и потому при проведении очередной кампании ему не придется обращаться за финансированием, расплачиваясь за него компромиссами.

После поражения Порошенко много цитировал Уинстона Черчилля, который тоже проиграл выборы после Второй мировой войны, но через шесть лет вернулся в кресло премьер-министра. Посмотрим, получится ли у Порошенко повторить этот путь.

Важно, и с кем предстоит это делать уходящему Президенту. Гройсман заявил, что намерен участвовать в следующих парламентских выборах вместе с политической силой, «которая объединит в себе людей с хорошей репутацией, людей, которые могут не только говорить, а реально делать вещи, которые будут преданы стране». Будет ли это одна партия на двоих с Порошенко или отдельный политический проект — непонятно. Тем не менее на встречу Порошенко с фракцией БПП в Раде, на которой обсуждались дальнейшие планы уходящей власти и как раз появились заявления об обновлении, Гройсман пришел.

Под вопросом и союз Порошенко с мэром Киева Виталием Кличко, у которого осталась собственная партия Удар, которую можно попытаться реанимировать или подружить с каким-то новым игроком, например, с Зеленским. Одним словом, начинается время больших политических торгов и перекрашиваний.

ПЛАН ШЕСТОГО

А что же Зеленский? Как и во время кампании, пока молчит и только принимает поздравления. Зато «говорящие головы» будущего президента уже пытаются сбить изрядно завышенные ожидания от его победы. К примеру, у Зеленского внезапно вспомнили, что президент не отвечает за коммунальные тарифы и цену на газ для населения, не занимается лично преследованием коррупционеров и не сможет быстро закончить войну на Донбассе. Все это во время предвыборной агитации не мешало Зеленскому использовать лозунги: Конец эпохи бедности и Придет весна — будем сажать.

Разочарование в Зеленском, как и в любом украинском политике после выборов, неизбежно. Насколько оно будет катастрофическим — зависит от него самого и его команды. Отрезвляющие заявления последних дней «стелют соломку», чтобы падение было не таким болезненным. Просто отмолчаться уже не выйдет — ответственность иного уровня, да и критика будет значительно жестче.

EPA

Пока Зеленский продолжает раздумывать над первыми кадровыми назначениями, его многочисленные эксперты и советники начинают противоречить сами себе. Простой пример: один эксперт ЗеКоманды по вопросам антикоррупционной политики Руслан Рябошапка допускает одновременную смену руководителей НАБУ и САП. «Нужно Назару Холодницкому (глава САП) и Артему Сытнику (глава НАБУ) дать шанс, и мы дадим. Но если они не справятся и не покажут совместный результат работы, то органы будут перезапущены», — говорит Рябошапка, подчеркивая, что смысла перезапускать САП без НАБУ нет. При этом другой эксперт ЗеКоманды по антикоррупционной политике — Галина Янченко — утверждает, что сменить нужно только руководство САП, чего, собственно, и без того требовали все гражданские активисты минимум уже год.

Или история с тарифом на газ. В ЗеКоманде призвали правительство и Нафтогаз снизить цены на газ для населения и согласовать такое решение с Международным валютным фондом. Проблема только в том, что такое заявление появилось через два дня после того, как правительство и Нафтогаз уже приняли решение снизить цены на газ для населения с 1 мая — до 8.247 грн за 1 тыс. куб. м. Так что Зеленскому (во избежание дальнейших конфузов) нужно как можно скорее назначить конкретных ответственных по каждому направлению, чтобы те не путались в показаниях и не противоречили генеральной линии.

НА КОГО ПОЛОЖИТЬСЯ

Подставить плечо кроме Тимошенко Зеленскому готовы многочисленные представители режима Виктора Януковича, которые в последние годы вынуждены были бежать из страны, а теперь чуть ли не громче всех радуются победе шоумена на выборах президента. Да что там, сам Янукович уже хочет вернуться в Украину. У Зеленского пока от таких «помощников» всячески открещиваются.

Еще не против дружить с новой властью и коррумпированная часть судебной системы, которая активно ищет новых кураторов. В такой ситуации главным предохранителем шестого президента от необдуманных партнерств и спорных решений остается Запад. Западные партнеры активно приветствовали Зеленского, не дожидаясь официального оглашения результатов. Причем все как один подчеркивали свою преданность поддержке Украины и более чем прозрачно намекали, что с избранного пути сходить — ни-ни.

Новоизбранного президента уже пригласили в Польшу, Германию, Канаду, ждут в Брюсселе на совместном саммите с ЕС, ему лично позвонил президент США. То есть Запад демонстрирует, что, несмотря на смену власти, он не меняет своего отношения к Украине. И заслуга в этом в том числе Президента уходящего, который сумел выстроить такую проукраинскую международную коалицию. Зеленскому остается поддерживать эти отношения и прислушиваться к рекомендациям. Это может стать главной гарантией от кризисов и турбулентностей внутри страны.

ТЕГИ: Выборы Президента Украины 2019 новости Юлия Тимошенко Выборы Роспуск Рады Верховная Рада Порошенко роспуск Владимир Зеленский