Спасение государственных шахт – в рыночной цене угля
Корреспондент.net,
16 августа 2019, 10:00
💬
16
👁
3013
На многих шахтах уголь до сих пор добывают при помощи отбойных молотков, как во времена Стаханова – денег на модернизацию нет.
Проблемы госшахт – давняя история. Государство нещадно их эксплуатировало, не особо заботясь об их развитии, пишет председатель Конфедерации независимых профсоюзов Украины Михаил Волынец в №15 Журнала Корреспондент.
Протесты шахтеров госпредприятий на протяжении многих лет были привычным явлением, недавно они вновь активизировались. По состоянию на 1 августа задолженность по зарплате шахтерам превысила 1 млрд. грн. Против невыплаты зарплат бастуют горянки госшахт «Кураховская», «Капитальная», «Украина», «Центральная». На «Кураховской» последний раз зарплату выдали за май, но не всю, а в 80%. За июнь и июль не платили вовсе. Шахтеры отказываются работать, проводят акции протеста.
Почему нет денег на зарплаты шахтерам ряда госшахт? В первую очередь потому, что цена продажи угля, которую им устанавливает государство, ниже себестоимости добычи. В таких условиях не только зарплаты платить сложно. На многих шахтах уголь до сих пор добывают при помощи отбойных молотков, как во времена Стаханова – денег на модернизацию нет. И не будет, если средняя себестоимость добычи угля 3,7 тыс. грн за тонну, а цена по которой госшатхы продают уголь после введения нового рынка электроэнергии – 2,5-2,8 тыс. грн за тонну.
Справедливости ради скажу - за последние пару лет цена продажи угля госшахт существенно выросла. После того, как большинство госшахт остались на временно оккупированной территории, уголь в Украине был в большом дефиците. Начали останавливаться ТЭС, привычным стали веерные отключения. Цена угля, по которой он закупался у госшахт, была около 800 грн за тонну. А в России уголь закупали 3-3,5 тыс. грн. Осознав, что по такой цене, да еще и у страны-агрессора закупать уголь нельзя, власть задумалась над созданием условий насыщения рынка. Как можно насытить рынок, на котором есть дефицит? Только если цены будут справедливыми. А такими они могут быть только если их устанавливать не вручную (с потолка или по согласованию с «заинтересованными лицами»), а прозрачно, на основе общепризнанной методики. Для этого нужен индикатор, к которому можно привязать цену. Именно это и сделал НКРЭКУ.
В марте 2016 года НКРЭКУ утвердил методику определения цены на уголь. Она базировалась на принципе импортного паритета, что соответствовало требованиям МВФ. Импортный паритет используется всеми европейскими странами, которые энергодефицитны. В качестве индекса избрали API2 – индекс крупнейшего североевропейского угольного хаба «Амстердам–Роттердам-Антверпен». Этот индекс применяется с 2001 года.
Ориентация на европейский индикатив решило несколько проблем. Во-первых, был ликвидирован дефицит угля в Украине. Во-вторых, были созданы равные условия для украинских шахтеров в сравнении с импортерами угля. В-третьих, была создана реальная конкуренция на рынке. С апреля 2016 года цена украинского угля стала расти, вместе с ней повышалась и стоимость угля, который выкупался у государственных шахт. С 1 апреля 2016 года она постепенно поднималась – 1,2 грн за тонну, потом – 1,25 грн за тонну, далее 1,35 грн за тонну. Поднималась она и дальше, хотя к действительно рыночному уровню приведена не была.
Тем не менее, действие формулы «Роттердам+» позволило госшахтам дополнительно получить около 5,4 млрд. грн. Формула «Роттердам+» была переходным этапом к свободному рынку электроэнергии. Свою задачу она выполнила – мы перестали зависеть от поставок российского угля, диверсифицировали источники поставок, нарастили объемы его внутренней добычи. О «веерных отключениях» электроэнергии мы забыли. Надеюсь, навсегда. Способствовала формула «Роттердам+» и улучшению ситуации на государственных шахтах.
Но четверть века (1991-2016 годы) иждивенческого отношения к государственным предприятиям угольной отрасли продолжают сказываться. Конечно, никто и не рассчитывал, что одно лишь введение методики импортного паритета решит проблемы госшахт. Да и цена угля благодаря ей была лишь приближена к рыночной. Впрочем, без формулы и этого не было бы. 25 августа в свой профессиональный праздник шахтеры госшахт собираются приехать в Киев. Будут требовать решения основной проблемы.
Думаю, чиновникам придется проявлять политическую волю – без установления рыночной цены на уголь для госшахт мы потеряем государственный углепром. А это приведет к сотням тысяч безработных, экологическим катастрофам. И социальным тоже – многие города являются «шахтерскими», где нет других мест работы, кроме государственных шахт.