Борьба за умы. Поступление абитуриентов из Крыма и Донбасса
В Украине четвертый год подряд для абитуриентов из Крыма и Донбасса открылись образовательные центры, при помощи которых соотечественники могут поступить на бюджетные места в вузы, даже не имея украинского паспорта и аттестата.
С 2016 года в Украине ежегодно для абитуриентов из оккупированных территорий Донбасса и аннексированного Крыма открываются образовательные центры, благодаря которым выпускники школ с неконтролируемых территорий могут поступать в вузы без украинского паспорта и аттестата, пишет Ольга Байвидович в №15 Журнала Корреспондент. Получить украинский паспорт молодым людям из оккупированной части Донбасса и аннексированного Крыма еще можно (см. стр. 26), а вот аттестат получить и пройти ВНО — нет.
Для всех, кто успевает зарегистрироваться до середины июля, предусмотрены бюджетные места. При этом на лояльность к Украине при поступлении абитуриентов никто не проверяет. С одной стороны — нет дискриминации по убеждениям. С другой — есть риск, что впоследствии новоиспеченные студенты станут эту нелояльность проявлять вполне предметно: начнут проявлять агрессию по отношению к обычным украинцам и демонстрировать антиукраинскую позицию. Хотя, конечно, никто не отменял эффекта приручения — если приехавшие с той стороны увидят доброжелательное к себе отношение, получат качественное образование, посмотрят на наши реалии, то смогут сформировать позитивное отношение к Украине.
Ну и надо не забывать, что за украинскую молодежь нынче конкурирует с Украиной не только прозападная Польша с ее жирными образовательными программами, но и имперская Россия. Во всем этом и разбирался Корреспондент.
СКОЛЬКО ИХ
Уже четвертый год подряд, начиная с момента старта очередной вступительной кампании в Украине, для абитуриентов из оккупированных территорий Донбасса и аннексированного Крыма открывают свои двери образовательные центры. В 2019 году кампания стартовала 3 июня и продлится до 9 сентября. Воспользовавшись их услугами, жители Крыма и Донбасса могут спокойно поступать в вузы и профтехучилища по упрощенной системе. Чтобы получить подробную информацию, абитуриентам предлагается звонить по телефонам 0 (800) 50-45-70, +38 (068) 951-25-13, +38 (050) 550-54-11 (Viber/Telegram/WhatsApp) либо воспользоваться горячей линией на сайте Министерства образования и науки Украины, где им подробно ответят на все вопросы. Есть также специальная страница на сайте министерства.
Всего было открыто 76 центров. Из них 35 центров Крым — Украина — на базе учреждений высшего образования в восьми регионах Украины — в Одесской, Николаевской, Херсонской, Харьковской, Львовской, Днепропетровской областях и в Киеве. И 41 центр Донбасс — Украина — на базе перемещенных вузов и тех учреждений, которые находятся на территории Луганской и Донецкой областей, подконтрольных областным военно-гражданским администрациям.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Чтобы воспользоваться услугами центра, абитуриенты из этих территорий должны приехать на подконтрольную часть Украины, зарегистрироваться в одном из центров и подать документы, удостоверяющие их личность.
При этом, как рассказала Корреспонденту начальник управления по вопросам информационной политики и коммуникации Министерства образования и науки Украины Татьяна Голубова, не обязательно это должен быть украинский паспорт. «Это может быть любой другой документ, удостоверяющий личность. Согласно Закону Украины Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц, это может быть свидетельство о рождении, медицинские документы, справка с места учебы. При регистрации абитуриенты заполняют образовательную декларацию, в которой указывают выбранную специальность, после чего сдают три вступительных экзамена: украинский язык, историю Украины и профильный предмет (или творческий конкурс). То есть для вступления этим абитуриентам не нужно сдавать ВНО», — объяснила Голубова.
Процедура поступления занимает от силы три дня. В некоторых случаях, как поделилась с Корреспондентом первый проректор Таврического национального университета им. В. И. Вернадского (Киев), к слову, единственного перемещенного из аннексированного Крыма на материковую часть Украины, Юлия Скакун, это занимает даже меньше времени. «На базе нашего университета открыто сразу два центра: Крым — Украина и Донбасс — Украина. Абитуриенты из этих территорий могут приехать и сдать экзамены на протяжении одного-двух дней. То есть они сами выбирают, как им лучше. Если, например, они устали во время переезда, тогда экзамены переносятся на следующий день. А если нет, то могут сдать и в день подачи документов, никто их не неволит».
При этом стоит отметить, что некоторые выпускники пользуются тем, что в украинских школах, находящихся рядом с оккупированными территориями, для них есть возможность обучаться экстерном. Благодаря этому после окончания школы они могут сдать ВНО, а значит, получают возможность поступать в украинские вузы как через образовательные центры, так и на общих основаниях, регистрируясь через электронные кабинеты абитуриента. А если они не прошли по основным баллам ВНО, то тогда они имеют право поступать по упрощенной системе.
ВСЕ — НА БЮДЖЕТ
Как рассказала Голубова, для поступающих из оккупированных территорий Донбасса в каждой вступительной кампании выделяются фиксированные бюджетные места. «Чтобы этим воспользоваться, необходимо приехать в центр и узнать, сколько мест выделено для них согласно государственному заказу, после чего оценить результаты вступительных экзаменов и шансы на получение такого места».
Для поступающих из Крыма действует специальная квота, распределяемая между учебными заведениями, где созданы центры Крым — Украина, но не более 20% от госзаказа. Если же абитуриенты не успели подать документы для зачисления на бюджетные места, то они могут поступить на контракт и сразу после зачисления написать заявление о переводе на бюджет. После чего руководство вуза обращается в Минобразования, где решается вопрос о выделении дополнительных бюджетных мест для таких абитуриентов.
Впрочем, это касается далеко не всех специальностей. Например, есть специальности, где бюджетные места просто не предусмотрены, тогда те, кто хочет на них учиться, должны поступать на контрактные места. Перечень доступных специальностей можно посмотреть на сайте Министерства образования и науки Украины.
ВОЗМОЖНОСТЬ ЕСТЬ, АЖИОТАЖА НЕТ
Начиная с 2016 и заканчивая 2018 годом, по данным Минобразования, через образовательные центры поступило 4.334 человека. Всего лишь. Из них через центр Донбасс — Украина в 2016 году поступило 855 человек, в 2017 году — 1.346, в 2018 году — 1.522 человека. В свою очередь, через центры Крым — Украина в 2016 году поступило 153 человека, в 2017 году — 204, в 2018 году — 254. Учитывая, что вступительная кампания — 2019 еще не закончена, точных данных о поступивших через центры в текущем году пока нет.
Но, как отметил заместитель главы приемной комиссии Киевского национального экономического университета им. В. Гетьмана Андрей Поклюйко, в 2019 году наблюдается существенное увеличение числа крымчан, желающих поступить через центры. «Мы принимаем с 2016 года. С каждым годом количество таких детей увеличивается. Например, в 2017 году поступило 26 человек, в 2018 году — 29, а в 2019 году мы взяли 44 человека. В основном это крымские татары. Все абитуриенты сдают украинский язык, математику или географию, или иностранный язык. А благодаря поступлению тех, кто приезжает без украинских документов, мы вводим (их) в наше правовое поле», — отметил он.
ДАННЫЕ ШИФРУЮТСЯ
Правда, узнать, кто именно из оккупированных территорий поступил и учится в украинских вузах, довольно сложно, поскольку данные о таких абитуриентах шифруются и вместо фамилий ставятся цифры. По словам Голубовой, причиной является забота об их безопасности. «Важно подчеркнуть, что информация об образовании является конфиденциальной и не может разглашаться без согласия лица. Информация о дипломах хранится не в открытых базах, а в Единой государственной электронной базе по вопросам образования. Проверить через эту систему можно документ о высшем образовании, выданный после 2000 года. Документы, выданные ранее, проверяются через запрос в учреждение, его выдавшее. Если на момент подачи запроса заведение был ликвидировано, заявитель должен подать официальное обращение в МОН», — отмечает она.
Чтобы воспользоваться автоматическим онлайн-сервисом и проверить документ, нужно зайти в раздел Реестр документов об образовании сайта ЕГЭБПВО и для проверки диплома необходимо в указанном разделе выбрать тип документа, в определенные поля ввести его серию, номер, а также фамилию, имя, отчество его владельца.
В свою очередь, как отмечает Скакун, делается это также с целью, чтобы не навредить родственникам абитуриентов, оставшимся на оккупированных территориях, кроме того, чтобы абитуриенты избегали преследования со стороны нелояльных граждан. «Есть такие студенты, которые вопреки родительской воле едут на материковую часть Украины и поступают здесь в украинские вузы. А назад родители их не принимают. Поэтому то, что данные шифруются, правильно», — резюмирует Скакун.
ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО
Как пояснил Корреспонденту директор Института мировой политики Евгений Магда, привлекать по упрощенной схеме абитуриентов с оккупированных территорий Донбасса и аннексированного Крыма необходимо. «Да, я понимаю, что там работает российская идеологическая машина, но у этих ребят появляется возможность стать агентами влияния Украины в условиях гибридной войны. Кроме того, многие провинциальные украинские университеты активно борются за абитуриентов, и новые не будут для них лишними. Вместе с этим следует обратить внимание на университеты-переселенцы, которые продолжают работать в Украине», — подчеркивает он.
С ним согласен и экс-глава студенческой рады Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Юрий Колега. «Я считаю, что пока эти центры являются необходимыми, поскольку школьники на оккупированных территориях получают совсем другие знания. Например, у них не преподают ни украинский язык, ни литературу, ни историю Украины. Поэтому сдать ВНО по этим предметам им будет очень сложно, даже на минимальный балл. Особенно если учесть, что сейчас поступают те, кто не учили эти предметы с 6-7 классов», — напоминает он и добавляет, что все они сейчас учатся как одна большая семья, вне зависимости от того, откуда приехали студенты, и друг друга поддерживают.
Но не все так лояльно относятся к абитуриентам-переселенцам. Например, как написал на своей странице в Facebook блогер Максим Масур, благодаря этим правилам поступать в вузы могут «рвануть детки героических ополченцев. «Нет, там не все сепары. Один из 10 будет «нейтрален». Но остальные будут учиться за наши деньги, отбирать те самые места за наши деньги и ненавидеть нас. За наши деньги», — подчеркнул Масур. На самом деле все не так жестко: идеологически промытые молодые люди скорее будут учиться в РФ или в так называемых вузах на оккупированной и аннексированной части Украины.
Кроме того, как считает Поклюйко, проверять на лояльность абитуриентов должна не приемная комиссия, а СБУ, поскольку это в ее компетенции. С ним нельзя не согласиться, ведь узнать, из каких семей приехавшие абитуриенты, сотрудникам приемных комиссий и образовательных центров, физически невозможно. Так что карты в руки СБУ, на нее вся надежда.
И не нужно обольщаться по поводу особой привлекательности украинских вузов для детей и их родителей, проживающих по ту сторону линии разграничения, — Кремль ведет недешевую и активную политику по абсорбции молодежи с захваченных территорий и ее идейной обработке. Уже в 2015 году система образования в Крыму была полностью переведена на российские стандарты. Примерно тогда же Минобразования РФ запустило программу льготных мест для абитуриентов не только с захваченных территорий. Несколько позднее были развернуты вузовские образовательные программы для так называемых соотечественников. Вузы в Крыму просто выдают дипломы российского образца. Да, могут возникнуть проблемы с их признанием в других странах, в том числе в Украине, но для работы в РФ они вполне пригодны.
Хитро поступили с «вузами» так называемых молодых республик: их выпускники получают одновременно дипломы «вузов-партнеров». Да, это дипломы провинциальных и не особо популярных учебных заведений, но формально выпускники учебных заведений из ОРДЛО получают шанс найти работу в РФ, а то и в других странах.
В общем, конкуренция за молодые мозги и души идет жесткая. И это работа вдолгую — ни завтра, ни послезавтра результат не будет очевиден. Разве что через пять-шесть лет. Гибридная война — это надолго, как показывает опыт Израиля и Кипра. И если благодаря учебе в Украине хотя бы десятая часть сегодняшних студентов-переселенцев останется здесь, а остальные не станут стрелять, инвестиции денег налогоплательщиков в эту программу можно считать оправданными.
ГОВОРЯТ АБИТУРИЕНТЫ
Анастасия (имя изменено), абитуриентка-2019 ТНУ им. В. И. Вернадского, Киев
Я окончила школу в 2014 году, когда только началась аннексия Крыма. Поступила в Симферопольский университет, поскольку тогда еще была надежда на то, что это все скоро закончится. Но через год ушла, потому что поняла, что ошиблась в выборе профессии. Устроилась на работу в туристическую фирму. Переехать в Украину не могла, так как мы жили вместе с больной бабушкой. Она умерла спустя два года, и я начала задумываться о будущем. Узнала, что в Киеве есть Таврический университет, где упрощенная система поступления. Связалась с центром, мне рассказали, что нужно сделать, чтобы поступить. Поскольку я окончила школу еще в 2014 году, нужно было легализовать аттестат. Чтобы это сделать, надо было сдать украинский язык и историю Украины. После этого мне выдали аттестат. С этими документами я и обратилась в образовательный центр при ТНУ, где опять сдавала украинский язык и историю Украины, а также экзамен по профильному предмету. Поступление заняло около пяти дней. И уже в конце июля мне сообщили, что я поступила на бюджет. В сентябре я собираюсь переехать на материковую часть Украины и поселиться в общежитии при университете. Считаю, что подобная программа для крымчан и для жителей оккупированных территорий нужна. Ведь мы не виноваты в том, что Россия аннексировала Крым.
Кирилл (имя изменено), абитуриент-2019, Львовский профессиональный колледж туристического бизнеса
Когда произошла аннексия Крыма, я оканчивал шестой класс. Сейчас мне 18 лет. Последний класс я окончил в одной из школ Новоалексеевки, которая находится на материковой части Украины, экстерном. Поскольку собирался поступать в один из украинских вузов, решил, что надо сдавать ВНО. После получения результатов, в июле, приехал и подал документы. При поступлении нужно было сдать еще профильный экзамен. Заняло это всего три дня. Все это время жил в одном из львовских хостелов. Очень понравилась атмосфера — такая дружелюбная. После сдачи экзаменов, буквально через несколько дней, стало известно, что я прошел на бюджет. Об образовательных центрах для крымчан тогда еще не знал. Так бы, наверное, воспользовался его услугами. За время учебы хочу выучить польский язык, чтобы потом поехать учиться дальше в один из вузов Польши. Возможно, к этому времени уже Крым станет опять полностью украинским и нам не придется при пересечении границы показывать паспорта и объяснять, зачем мы едем на материковую часть Украины.
ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ
Рамиль Замдыханов, журналист, политолог, Донецк
Действительно, жителям Донецка сложно получить украинские документы. Для этого надо выезжать, тратить и время, и деньги. Конечно, есть те, кто озаботился этой проблемой, а есть те, что нет. В любом случае для людей появляется окно возможностей, поэтому не стоит к этому привязываться. Ведь чем больше у человека возможностей, тем лучше. Пусть хоть дети живут вне идеологического дискурса и ориентируются на престижность вуза, насколько там профессиональные преподаватели.
Кроме того, это борьба за молодые умы. Я бы рассматривал это в такой парадигме. К тому же донецкие дипломы необходимо в дальнейшем нострифицировать. Да, в России есть способы их легализации, понятно, что луганские и донецкие дипломы в том виде, в котором они выдаются, признаются довольно ограниченно. Скажем, вузы договариваются между собой и тогда дипломы переутверждаются. А это также несет за собой определенные затраты.
Тимофей Златкин, волонтер, Киев
Само существование этих центров — это просто ужасно. Они помогают жителям оккупированных территорий поступить в украинский вуз без украинского паспорта, без ВНО, без аттестата. Фактически Министерство образования и науки таким образом признает «ДНР» и «ЛНР». Если бы они были гражданами — имели бы ответственность, а не только кричали о своих правах. Это практически система помощи сепаратистам легализовать образование на той территории и без проблем поступить в украинский вуз, даже Россия такое не делает. Они что, дети погибших атошников или шахтеров? С какого перепугу у них льготы для поступления? Они должны проходить через кучу проблем и препятствий ради поступления, я считаю. Чтобы украинский вуз им был как Суперкубок. Это как Гарвард или Сорбонна для девочки из села. Чтобы они ценили.
Альберт-Лейзер Фельдман, основатель Института развития гражданского общества им. Голды Меир
Израильские арабы — достаточно замкнутая этническая группа. Они проживают, по сути, отдельно от израильского еврейского большинства и пытаются сохранить свои границы, построив своего рода гетто. К тому же надо понимать, что 85% израильских арабов — это мусульмане, они имеют отдельную систему образования. В частности, согласно израильскому законодательству с 3 до 18 лет обязательно получение образования. Начиная с 6 до 18 лет государство платит за это из бюджета. И это распространяется на израильских арабов. При этом системы образования у евреев и арабов разные. Например, в еврейских школах преподают Тору, а в арабских — Коран. Это специфически отражается на выпускниках школ. Кроме того, 50% арабского населения Израиля живет за чертой бедности. Поэтому в 2014-2015 годах возник перекос недополучения высшего образования арабами. Именно тогда выяснилось, что среди 21% арабского населения Израиля учится всего лишь 11%. В связи с этим была создана новая схема получения образования израильскими арабами. Чтобы поступить в вузы, арабам предлагается выполнить два условия — они должны иметь законченное среднее образование и сдать тест, являющийся предварительным экзаменом в высшее учебное заведение. Также была выделена субвенция в размере $100 млн, чтобы арабам, поступившим в вузы, выплачивали стипендии. Часть денег идет на оплату жилья. Обучение при этом оплачивает государство. Благодаря этому диспропорция среди студентов начала выравниваться. Напомню, что Израиль — это демократическая страна и все граждане имеют равные права.
ГОВОРИТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВУЗА
Юлия Скакун, первый проректор ТНУ им. В. И. Вернадского
Наш вуз специфический — он единственный, который работает на украинской территории после аннексии Крыма. И на базе нашего вуза создано сразу два образовательных центра: Донбасс — Украина и Крым — Украина. Считаю, что предоставление детям возможности поступить на таких упрощенных условиях — это очень правильно. Ведь заигрывание с Российской Федерацией привело к тому, что в первые годы аннексии детям даже отменили сдачу ЕГЭ. Это привело к тому, что они выезжали на материковую часть России и там и оставались. Все это имело негативные последствия для Украины, потому что взамен их в Крым приезжали россияне. Поэтому Украина должна сделать все, чтобы удержать их и чтобы для них были созданы лучшие условия для поступления.