100 самых богатых. Рейтинг Корреспондента
Корреспондент оценил успехи 100 самых состоятельных украинцев. Мы также проанализировали, на чем именно они делают свой бизнес и как повлияли два последних кризиса на их состояния.
У нас хорошая новость: после пяти лет перерыва Корреспондент возобновляет публикацию рейтинга 100 самых состоятельных украинцев. И это прекрасно. Не потому, что закончилась эпоха бедности, а потому, что страна постепенно выходит из последствий двух кризисов за последние 10 лет и результаты рейтинга об этом свидетельствуют тоже, пишет Cветлана Шмелева в №18 Журнала Корреспондент.
КАК МЫ СЧИТАЛИ
Мы проанализировали активы более 120 самых состоятельных украинцев и из них отобрали первых 100. Это по-прежнему очень непросто в Украине.
И, разумеется, это не имеет отношения ни к оценкам для налогообложения либо для инвестирования. Не более чем оценочные суждения. Устраивайтесь поудобнее — разложим все по полочкам.
Есть несколько способов оценить бизнес, если совсем грубо, то таких способов четыре. Например, самый точный — цена покупки. Понятно, что это будет точно только на момент сделки. А чуть позже может стоить и других денег. К сожалению, в Украине этот метод практически не применим. Подавляющее большинство компаний не торгуются на фондовом рынке. И стоимость их акций не известна, да и акций как таковых у них в большинстве случаев нет.
Второй способ — попробовать сравнить бизнес с аналогичным. Сравнивать с украинскими аналогами? Хорошая идея, но, сколько стоит тот или иной украинский бизнес, как правило, абсолютно точно оценить невозможно: смотрите первый пункт — нет фондового рынка. Конечно, можно попытаться сравнить с аналогичным бизнесом в Польше или даже в России. Но этот способ даст приблизительный результат — рынки-то разные в принципе. Но попытаться можно.
Третий способ — попробовать оценить по стоимости создания аналогичного бизнеса. Это вроде бы довольно точный метод, вот только нужно учесть два обстоятельства. Как минимум надо иметь очень большой объем информации о величине необходимых капиталовложений. А это зачастую и самому инвестору не вполне понятно на начальном этапе. Что уж говорить об экспертных оценках. Ну и в настоящее время такой метод не имеет в Украине особого смысла, так как во многих случаях аналогичный бизнес можно купить значительно дешевле, чем построить с нуля. Потому что только выходим из кризиса.
Четвертый способ — попробовать оценить на основе объемов прибыли, которую генерирует предприятие. Этот метод довольно точен и именно его очень часто используют профессиональные инвесторы на фондовом рынке, чтобы оценить перспективы роста той или иной акции. Например, в Украине нередко говорят о том, что стоимость компании примерно равна 7-12 размерам ее годовой прибыли. Чем рискованнее бизнес, тем меньше величина коэффициента (мультипликатора), на который надо умножить годовую прибыль до налогообложения, чтобы получить оценку бизнеса. Вроде бы и хороший путь, но где взять цифру прибыли? Не той, что в налоговых отчетах, а реальную? Да и ту, что в отчетах, добыть можно, только если это публичная компания. А как уже было сказано, подавляющее большинство украинских бизнесов не являются публичными компаниями.
При этом в способах — от второго до четвертого — нужно оценивать еще и степень закредитованности бизнеса. Если, к примеру, на запуск предприятия потрачено $20 млн, но ради этого пришлось взять кредитов на $15 млн, возникает вопрос — сколько же стоит такой бизнес? Наверно 20 минус 15. То есть $5 млн имеется у владельца в виде такого актива, но не потраченные на его создание 20. Степень закредитованности — это тоже в подавляющем числе случаев величина, закрытая от публики.
В общем, масса сложностей — и приходилось давать оценочные суждения по поводу стоимости бизнеса, опираясь на те расчеты и способы, которые оказывались доступны.
И, наконец, вишенка на торте — далеко не все собственники публично декларируют наличие у них тех или иных активов. Что создает отдельные трудности.
Тем не менее мы сумели провести оценки. Если кто-то из собственников предложит свои поправки к нашим оценочным суждениям, мы непременно и немедленно их опубликуем.
ЧТО ВСЕ ЭТО ЗНАЧИТ
Бизнес в Украине достаточно сильно концентрирован. Например, в руках 20 самых состоятельных находится около 70% активов, принадлежащих первой сотне. Это привет из времен большой приватизации, когда нашли своих хозяев предприятия металлургии, энергетики, химической промышленности и прочее наследие советской индустрии.
Вместе с тем структура активов, которые принадлежат первой сотне самых состоятельных, постепенно меняется. Например, уже весьма заметное место занимают активы в агробизнесе, розничной торговле, недвижимости и строительстве. А это бизнесы, которые преимущественно создавались с нуля, хотя зачастую это делалось на деньги, заработанные в других сферах.
А вот финансовый бизнес в активах самых состоятельных занимает весьма скромное место. Что понятно после того банкопада, который имел место в 2014-2016 годах. Уцелели госбанки, немногочисленные частные украинские и, конечно, банк с иностранными акционерами. По этой причине нет в рейтинге и многих собственников крупных банковских групп.
Да и в принципе стоимость украинских бизнесов сильно пострадала от имевших место кризисов, а также от российской агрессии на востоке и юге Украины. Например, не присутствует в нашем рейтинге собственник горловского Стирола, а также собственники ряда других предприятий, которые перестали существовать.
В качестве иллюстрации можно взять и сравнить состояния украинских миллиардеров по версии американского Forbes до кризиса 2009 года, до кризиса 2014 года и после него.
Здесь хорошо видно, что максимум стоимости активов имел место накануне кризиса 2008 года. Затем был спад в 2009-2010 годы. А в 2011-2012 годы имел место период восстановления. Но кризис 2014-2015 годов привел к падению стоимости активов — не столько ввиду того, что прибыльность бизнесов снизилась, сколько из-за резкого роста рискованности украинского рынка. И этот риск, по мнению иностранных аналитиков, привел к соответствующему снижению стоимости активов. В 2016-2019 годах началось восстановление экономики, но, как видим, оно еще не привело к возвращению стоимости бизнесов до прежнего уровня.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО
Стоимость активов крупных предпринимателей — это не только повод помериться мускулами (для собственников) или посудачить по поводу цифр с большим числом нулей (для всех остальных). Это, прежде всего, потенциал для привлечения инвестиций. Любой банк или инвестор, прежде чем покупать облигации компании или давать ей кредиты, живо интересуются ее стоимостью, а также размерами прибыли. Ну и стоимостью всех активов, принадлежащих собственнику компании-заемщика. Чем больше стоимость, тем больше денег инвесторы готовы вложить в ценные бумаги заемщика, а банк больше готов выдать в виде кредита.
Ну а от объемов инвестиций, как известно, зависит скорость восстановления экономики, а также доходы населения. В общем, надо радоваться каждому миллиарду и миллиону прироста стоимости активов самых состоятельных украинцев. Хотя, конечно, если бы в Украине существовал развитый рынок акций, мы бы радовались не только зарплатам, но и росту стоимости принадлежащих нам ценных бумаг дорожающих компаний.
РЕЙТИНГ