Откуда берутся цены. На электроэнергию, газ и даже бензин

Корреспондент.net,  27 сентября 2019, 10:00
💬 7
👁 6706

В газовой сфере действует формула Дюссельдорф+, согласно которой в стоимость украинского газа закладываются логистические затраты из немецкого хаба NetConnect Germany (NCG).

Экономический эксперт Борис Кушнирук в №18 Журнала Корреспондент рассказал о том, из чего состоит цена на электроэнергию, газ и даже бензин.

К Роттердаму претензий уже нет. Надеюсь, со временем и к плюсу исчезнут. Наверное, уже все слышали, что у НАБУ к «роттердамской» цене угля претензий теперь нет, обвинение касается лишь расходов на транспортировку. СМИ и социальные сети активно распространяли эту информацию. Позволю себе тоже ее прокомментировать.

Исчезновение претензий к ценообразованию на уголь на основе Роттердама не может не радовать, так как демонстрирует ощутимый прогресс в познаниях детективов. Особенно в контексте того, что еще совсем недавно Артем Сытник в качестве основного аргумента для подозрений по уголовным делам называл именно отсутствие фактического импорта из Роттердама. Итак, в НАБУ заявляют, что у них нет претензий к индексу API2 в основных портах Западной Европы как базовому ориентиру для определения цены на уголь в Украине по формуле Роттердам+.

По мнению детективов, цена угля в Амстердаме, Роттердаме и Антверпене в целом отвечала установленным ценам на рынке энергетического угля в Украине. Более того, они признают, что методика НКРЭКУ, закрепленная постановлением №289 (в СМИ называемая Роттердам+), была введена «во исполнение рекомендаций Антимонопольного комитета Украины относительно необходимости разработки прозрачного механизма государственного регулирования оптовых рыночных цен на электроэнергию, в частности установления индикативной цены энергетического угля с привязкой к релевантным информационным источникам и отказа от административного (так называемого ручного) определения цены энергетического угля без использования соответствующих методик (алгоритмов)».

В то же время в НАБУ до сих пор не разобрались, почему в Порядок формирования прогнозной оптовой рыночной цены на электрическую энергию были внесены расходы на транспортировку энергетического угля «в части прогнозируемых объемов использования отечественного угля на доставку его в Украину морским путем и перевалку в портах Украины». В переводе на человеческий язык: детективы до сих пор не понимают, почему в формуле оптовой рыночной цены на электроэнергию уголь украинских шахт учтен по цене импортного, ведь его, как заявляли известные специалисты Семенченки, Парасюки и Лещенки, «ниоткуда не везут».

Советую детективам в рамках повышения образовательного уровня в экономических дисциплинах ознакомиться с такими понятиями, как «равновесная цена» и «импортный паритет». Также им следует узнать, как формируется рыночная цена в условиях превышения спроса над предложением на дефицитных рынках. Если своими силами тяжело, то могут почитать недавнее интервью Брайана Риккетса (главный угольщик Европы, генеральный секретарь EURACoal), популярно поясняющего эти категории именно в аспекте экономической обоснованности включения в формулу Роттердам+ расходов на транспортировку.

А еще им следует внимательно посмотреть, как происходит ценообразование на других энергетических рынках. В газовой сфере действует формула Дюссельдорф+, согласно которой в стоимость украинского газа закладываются логистические затраты из немецкого хаба NetConnect Germany (NCG).

То же самое с урановым концентратом для Энергоатома. Постановление НКРЭКУ от 01.08.2017 года №990 «Методика формирования, расчета и установления тарифов на электрическую энергию, производимую на атомных станциях» четко привязывает стоимость атомного топлива к мировым ценам + затраты на транспортировку: «Цены на ураноносное сырье, услуги конверсии и обогащения определяются, исходя из цен, опубликованных в информационных обзорах Ux Weekly и Nuclear Market Review. Услуги по фабрикации ядерного топлива определяются согласно условиям подписанных контрактов. В расчеты тарифов включается стоимость услуг по транспортировке свежего ядерного топлива и ядерных материалов, подлежащих оплате в плановом периоде».

Самое смешное, что в нефтепродуктах (на которых зарабатывает главный критик Роттердам+ Игорь Коломойский) ценообразование происходит по аналогичному алгоритму. Его ПАО Укртатнафта, контролирующее крупнейший в стране Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, перерабатывает преимущественно украинскую нефть. При этом в долгосрочных контрактах цена бензина и дизельного топлива привязывается к формуле FOB Rotterdam + дифференциал. Нетрудно догадаться, что этот «дифференциал» подтягивает стоимость горючего к равновесной цене именно в Украине, которая формируется закрывающим дефицит импортом. Но дает ли этот факт основания полагать, что Коломойский наживается на потребителях, продавая им произведенные из украинской нефти нефтепродукты по цене, как будто бы эта нефть транспортировалась из Роттердама?! Для невежд и политических популистов — пожалуй, да. Для людей же, знакомых с принципами ценообразования, — безусловно, нет. В каком лагере окажется руководство САП и НАБУ, в конце концов, решать лишь им самим.

ТЕГИ: газ электроэнергия электричество уголь принципы ценообразования