Тонкие красные линии. Вопросы к новой власти
Болезненные удары на международной арене, массовые протесты на украинских улицах, склоки и отставки внутри команды. Общество рисует свои тонкие красные линии для администрации Владимира Зеленского.
Вопросов к новой власти все больше, но она не спешит на них отвечать.
Осень для Президента Украины действительно складывается тяжело. За провальным визитом в США последовали попытки мирного урегулирования на Донбассе, которые внутри Украины были восприняты как уступки агрессору, пишет Валерий Литонинский в №19 Журнала Корреспондент. В результате имеем скандирование «Зелю — геть!» под офисом главы государства всего через четыре месяца после его избрания — такова новая реальность украинской политики. Реальность, к которой Владимир Зеленский вряд ли был готов, особенно после уверенных побед на президентских и парламентских выборах.
Поводом для протестов стало согласование Украиной на переговорах в Минске так называемой формулы Штайнмайера, которая касается выборов в ныне оккупированных районах Донбасса. Формула впервые была озвучена еще в 2015 году, когда нынешний президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер был еще министром иностранных дел, и до сегодняшнего дня пережила массу различных трактовок и спекуляций. В итоге то, что Украина согласовала на переговорах в Минске, касается порядка вступления в силу закона о так называемом особом статусе Донбасса. Предполагается, что закон временно вступит в силу в день голосования на досрочных местных выборах в ныне оккупированных районах Донецкой и Луганской областей. При этом отдельно отмечено, что выборы эти пройдут по украинскому законодательству. А на постоянной основе закон заработает только в случае признания наблюдателями ОБСЕ в своем отчете выборов такими, которые прошли согласно всем необходимым стандартам (см. стр. 20).
МАЙДАН 3.0
Волна протестов прокатилась Украиной, притом что более 60% украинцев вообще не понимает, что такое «формула Штайнмайера». После проведения акции Нет капитуляции в Киеве и других украинских городах в топ запросов украинского сегмента Google вышел вопрос «Что такое капитуляция?». И это лучше всего характеризует эти протесты.
«Формула Штайнмайера» — еще не повод для действительно масштабных уличных выступлений, но люди обеспокоены возможными уступками Киева Москве, анонсированным отводом войск от линии разграничения, обеспокоены собственной безопасностью, а потому протест в обществе подхватывается легко.
Кто-то скажет, что за Зеленского на выборах проголосовало более 70% населения, что у него большой рейтинг доверия, ему не страшны протесты меньшинства. Не совсем так. Вот эти 73% Зеленского не готовы по его сигналу выходить на улицу, отстаивать что-то, защищать какую-то позицию, даже если бы она была конкретно сформулирована Президентом. А его противники готовы, это активная часть граждан, и главе государства придется с ней считаться.
В своем видеообращении Зеленский говорит, что «слышит» протестующих. Но потом глава его офиса Андрей Богдан заявляет, что протест на самом деле «проплаченный». На пользу власти такие провокационные заявления не идут, а только усиливают противостояние. Не способность распознать серьезность настроения масс уже погубила одну украинскую власть, лидер которой тоже обещал «услышать каждого».
Вместе с тем протесты внутри страны даже дают козырь Зеленскому на переговорах в «нормандском формате». На требование любых пророссийских уступок он может отвечать ссылкой на недовольство общества. Получается такой себе иммунитет от принятия болезненных решений.
ПРИШЛА ОСЕНЬ — НАЧАЛИ САЖАТЬ
Как ни отговаривали лиц, принимающих решения в окружении Президента, от попыток сбить протестные настроения переключением внимания на другие скандалы, именно этот сценарий реализуется. Обещали сажать еще весной, а уже осень? Вот вам пробный камень: на два месяца в СИЗО отправили влиятельного представителя «попередників», народного депутата четвертого созывов Сергея Пашинского. Пашинский — фигурант ряда журналистских расследований по поводу коррупционных схем в оборонке. Но за решетку влиятельного «народнофронтовца» упекли за бытовой конфликт трехлетней давности, когда он стрелял в человека, якобы напавшего на него с женой.
Причем суд вынес свое решение даже без права внести залог. Вопросы к чистоте процесса, конечно, возникают. Однако для того, чтобы перевести фокус общества, нужна рыба покрупнее. Например, пятый президент. Но тогда и протесты будут куда масштабнее. Да и в европейских столицах по поводу такого шага будут брезгливо морщиться.
Входить в такое противостояние опасно. Хотя оппозиционные политические силы уже активно эксплуатируют промахи власти с «формулой Штайнмайера». Европейская солидарность резонно заявляет: «При нас такого не было». Юлия Тимошенко тоже не остается в стороне, хотя и больше концентрирует свою активность на земельном вопросе, Голос и вовсе предлагает отказаться от Минских соглашений и создать комиссию в Раде по выработке единой позиции для переговоров с РФ.
Но больше всего усердствуют политические силы правого толка, так и не попавшие в Раду. Для них история с уступками России — шанс оказаться во всех телеэфирах. Вот и получается, что Национальный корпус уже прорывает блокпосты на Донбассе, протестуя на линии фронта, а Правый сектор обещает занять позиции, с которых могут отойти Вооруженные силы в рамках анонсированного Зеленским разведения сторон в Золотом.
То есть уже понятно, что просто так никакие договоренности с РФ по Донбассу в Украине не пройдут. Для этого необходимо консолидированное согласие всего общества. Пока его нет, а любые внутренние склоки играют на руку Кремлю.
УКРАИНАГЕЙТ
А то, что договариваться обо всем придется именно с РФ и никто больше не помощник, стало очевидно после визита Зеленского в США. Кроме скандала, в центре которого оказался Президент Украины, он еще и услышал от Дональда Трампа один максимально конкретный месседж: «Верю, что президент Путин хотел бы что-то с этим сделать, что вы встретитесь с президентом Путиным и решите вашу проблему». Выражение лица Зеленского, когда Трамп произнес эту фразу, сказало все вместо тысячи слов. То есть давайте там как-то сами, без нас. Явно не на это рассчитывала новая украинская власть, но получила жесткую оплеуху.
Украина в свете последних событий в США вообще превращается в токсичную тему, с которой никто не захочет иметь дела. Двухпартийную поддержку нашей страны можно уже в принципе оплакивать, теперь сохранить бы хоть какое-то лицо. Маховик скандала вокруг возможного давления Трампа на Украину раскручивается, засасывая в себя все больше американских политиков и шокируя новыми подробностями.
Спецпредставителя Госдепа США по Украине уже нет. Курт Волкер ушел в отставку. Да, после публикации стенограммы телефонного разговора Зеленского с Трампом факт давления на Украину еще оставался под сомнением. Но после публикации переписки Волкера с американскими чиновниками, адвокатом Трампа Руди Джулиани и помощником Зеленского Андреем Ермаком, который отвечает за международное направление, за океаном считают, что никаких сомнений уже быть не может.
От Зеленского якобы прямо требовали сделать заявление о расследовании дела против бывшего вице-президента США и конкурента Трампа на новых президентских выборах Джо Байдена в обмен на проведение личной встречи с главой Белого дома. А Ермак якобы даже согласовывал с американцами текст такого заявления. То, что встреча не состоялась, косвенно свидетельствует о том, что до конца в этих переговорах стороны не дошли. Но сам факт, что Зеленский готов был это сделать, говорит о том, что о двухпартийной поддержке в США мы уже можем немножко поплакать.
Более того, если Зеленский хотя бы старается публично не комментировать американские дела, дабы не разжигать скандал еще больше, то другие украинские политики продолжают играть в опасные игры. Продолжает настаивать на своем бывший генеральный прокурор Юрий Луценко, не без инициативы которого начались разговоры о вмешательстве Украины в американские выборы 2016 года на стороне демократов против Трампа. Даже после того, как тот же Волкер официально заявил, что Луценко пытался использовать американскую карту, чтобы сохранить должность.
И вот новым компроматом разродился народный депутат Андрей Деркач (внефракционный мажоритарщик), который ранее уже инициировал уголовное дело о вмешательстве украинских чиновников в выборы США. Он опубликовал документы, из которых следует, что представители НАБУ в течение нескольких лет предоставляли информацию посольству США в Киеве по ряду производств, в том числе по делу Байдена. Если коротко — документы бьют по демократам, играют в пользу республиканцев.
Очередные сливы только подрывают репутацию Украины. Отечественные политики продолжают себя вести так, как будто у них есть еще одна, запасная страна — и чтобы встретить старость, и чтобы продолжить политическую карьеру.
МЕЖДУСОБОЙЧИКИ
Конфликты вокруг «формулы Штайнмайера» и американских выборов — 2020 не обошли стороной и отношения внутри отечественной партии власти. Состоялась первая громкая отставка — ушел со своего поста секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Данилюк. Кстати говоря, политик с обширными связями, прежде всего, в Демократической партии США, которая сейчас страдает от действий Киева. К тому же незадолго до отставки Данилюка исключили из делегации Украины для поездки в Штаты. Сам же экс-секретарь СНБО признается, что его отставка и исключение из делегации — это «связанные вещи».
Свой уход от Зеленского Данилюк, который первым вывел нового украинского Президента на международную арену и долгое время отвечал за его связи с миром, объясняет противостоянием с главой ОП Богданом. Противостояние за «доступ к телу» Президента Данилюк проиграл. Еще, объясняя свой уход, политик вспомнил о ПриватБанке и рисках отмены его национализации. Как будто раньше он эти риски не понимал. Ну и вообще сейчас Данилюк станет очень словоохотлив — если собирается продолжить игру на политическом поле.
ДЕНЬ 17 ОКТЯБРЯ
И о ПриватБанке — говорят, МВФ четко дал понять, что в случае отмены национализации никакой новой программы ждать не стоит, что для страны очень опасно. Хотя иск экс-акционеров ПриватБанка Игоря Коломойского и Triantal Investments Ltd. о признании недействительным договора купли-продажи этого банка от 21 декабря 2016 между Минфином и лицами, которые были на тот момент его акционерами, продвигается. И Хозяйственный суд Киева может принять окончательное решение по этому делу 17 октября, как сообщил 8 октября юридический советник ПриватБанка Андрей Пожидаев.
Суд судом, а в команде Зеленского понимают возможные последствия денационализации. Но понимают, похоже, не все. Например, люди, ориентирующиеся на бывшего владельца банка Коломойского, категорически отказываются это понимать.
Отсюда и новые конфликты внутри фракции Слуги народа в Раде. Тот же Александр Дубинский, бывший сотрудник телеканала Коломойского 1+1, прямо заявляет, что фракцию нужно переименовать в Слуги МВФ, и жалуется на тотальный контроль за высказываниями и действиями внутри провластной политсилы. Как результат — люди Коломойского в Раде не голосуют, у монобольшинства Слуги народа снова возникают проблемы с проведением проектов. Например, за программу правительства, которая, к слову, больше похожа на сочинение на тему Украина моей мечты, проголосовало всего 225 «слуг народа» из 251 во фракции. Если бы не помощь со стороны, мог бы быть большой конфуз.
Возможно, задобрить Коломойского и его группу, у Зеленского сумеют назначением Александра Ткаченко, бывшего руководителя телеканала 1+1, главой Киевской городской госадминистрации. Ткаченко уже даже подал электронную декларацию кандидата на эту должность. Правда, пока не очевидно: то ли действительно дело идет к назначению и вот-вот дожмут закон о столице специально под такое кадровое решение, то ли это новый вид политического троллинга — подавать декларации под неочевидное кадровое назначение.
Не против новая власть и ее партнеры взять под контроль и другие большие города — Днепр, Одессу, Харьков. Но там никаких горадминистраций в отличие от Киева нет, значит — нужны выборы. А для выборов — кандидаты, которых в условиях жесткого кадрового голода найти очень сложно. Конечно, у Зеленского озвучивали амбициозные планы провести одновременно местные выборы по всей стране, в том числе в оккупированной части Донбасса. Но пока о конкретных шагах заикаться перестали. Злые языки ссылаются на какую-то закрытую социологию, которая предсказала сокрушительную победу действующего мэра в первой столице. Говорят, это и стало отрезвляющим душем.