El Pais: Вступление Украины в НАТО не направлено против России
Украина находится в "серой зоне" безопасности, но в случае вступления в НАТО ее территория, на сегодняшний день необозначенная, "расширит пространство европейской безопасности на площадь (603,7 кв. км), превосходящую площадь Франции", сказал министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко в интервью накануне бухарестского саммита альянса, пишет Пилар Бонет в издании El Pais.
Украинские лидеры, как и грузинские, хотят, чтобы их страна стала кандидатом на вступление и присоединилась к плану MAP (план действий по подготовке к членству) на саммите НАТО в Румынии. Их поддерживает президент Джордж Буш, вчера вечером прибывший в Киев с однодневным официальным визитом.
Публично ни один из украинских лидеров не упоминает Россию в качестве возможной угрозы. Но, перечисляя слабые места своей национальной безопасности, творцы внешней политики Киева смотрят на восток, и Огрызко – не исключение. "В 1991 году у нас в армии было 1,2 млн человек, а сегодня – 200 тысяч. Наш ядерный потенциал был третьим в мире, но мы от него отказались. У нас не обозначена граница ни с Белоруссией, ни с Российской Федерацией. Наша граница не намечена ни по Азовскому морю и Керченскому проливу, ни по Черному морю, – отметил министр и добавил: – Сейчас нам нечем защищаться. Поэтому мы должны найти наиболее приемлемую форму безопасности, и таковой является НАТО – сообщество цивилизованных стран, не угрожающее демократическим странам". Начало процесса интеграции в альянс – "стимул для нашего внутреннего развития, гарантирующий нашу безопасность и расширяющий пространство европейской безопасности".
"Россия интенсивнее Украины сотрудничает с НАТО, при этом у нее нет проблем с гарантиями собственной безопасности. Поэтому не думаю, что сочетание России и альянса на Украине может сильно повысить температуру. Температура (НАТО) всегда будет одинаковой – 36,6 градусов, и все мы будем здоровы", – утверждает министр.
Москва выступает против вступления Киева в НАТО. Украина, объясняет Огрызко, предлагала российским руководителям "провести консультации по всем беспокоящим их вопросам и неоднократно заявляла, что вступление в альянс не направлено против России". "Мы попросили, чтобы они представили список конкретных проблем, которые могут вызвать у них беспокойство, но, к сожалению, мы не получили ответа на эту просьбу, высказанную прошлым летом". "Иногда говорят, что, если Украина вступит в НАТО, здесь появятся иностранные военные базы, но наша конституция ясно говорит, что на нашей территории не может быть иностранных баз. Это гарантия того, что на Украине не может быть ни баз, ни какой-либо системы противоракетной обороны". В настоящее время и до 2017 года главная база российского Черноморского флота расположена на Украине (на полуострове Крым).
"Я уверен, что мы сможем достичь взаимопонимания, и у нас будут замечательные отношения с Россией", – подчеркивает Огрызко, приводящий в пример Болгарию, вступление которой в НАТО не помешало президенту Владимиру Путину "подписывать контракты на миллионы долларов". "Почему Украина хуже Болгарии?" – вопрошает министр.
Украина не признала независимость Косово, и министр избегает этого деликатного вопроса. "Мы серьезным образом анализируем правовые и региональные аспекты и проводим консультации с нашими партнерами. Основная цель – окончательно урегулировать этот вопрос, что на сегодняшний день сделать не удается". На вопрос о причинах, по которым Киев не признает Косово, ответы рознятся. По официальной версии, дело в солидарности с Грузией, Молдавией и Азербайджаном, – странами, имеющими свои сепаратистские конфликты и являющимися партнерами Украины по ГУАМ (организации, созданной под покровительством Вашингтона для поиска энергетических альтернатив России). Есть и такие, кто говорит о хрупкости самой Украины и ситуации в Крыму, но не из-за русских, которых там большинство, а из-за крымских татар, которые были депортированы Сталиным за сотрудничество с немцами во время Второй мировой войны, а затем вернулись на полуостров после распада СССР. "У татар больше детей, чем у славян, они хотят создать собственные правительственные структуры и могут превратиться для Украины в проблему, очень напоминающую проблему Косово для Югославии", – считает депутат Леонид Кожара.
Перевод Inopressa