Волю — труду. Что карантин сделал с работой
Жесткий этап карантина закончился — начинается мягкий. Не то чтобы украинцы фанатично сидели по домам, но за два месяца жесткой фазы очень многие потеряли доходы, а кто-то и работу.
После введения карантина наемным работникам оставалось четыре варианта:
- продолжить работу, если предприятие такое позволяет;
- перейти на удаленный режим работы, если такое возможно;
- отправиться в отпуск с содержанием или без — тут от работодателя все зависело;
- искать новое место работы, если прежний работодатель не смог сохранить рабочее место.
Тут бы упомянуть и пятый вариант — теневая занятость с нарушением норм карантина, но мы же не об этом, верно?
У работодателей выбор был не особо велик и определялся типом бизнеса, а также финансовыми возможностями, пишет Ольга Байвидович в №6-7 Журнала Корреспондент. Собственно, они и выбирали из тех пяти вариантов, как могли. Уволенным платили пособия в размере двух- или трехмесячной заработной платы, отправленным за свой счет — ничего или некоторую часть прежней зарплаты в надежде, что «это ненадолго».
Корреспондент взялся выяснить, во что это все вылилось, а главное — что будет дальше.
ГЛОБАЛЬНОЕ СОКРАЩЕНИЕ
С 17 марта 2020 года в Украине из-за угрозы инфицирования коронавирусом был объявлен карантин, включающий в себя жесткие меры. В ходе него по всей стране был остановлен весь общественный транспорт (обслуживание по спецпропускам — не в счет), закрыты ТРЦ, рынки, кинотеатры и многое другое.
В связи с этим перед работодателями встало несколько глобальных вопросов: как без ущерба для обеих сторон перевести тех, кого можно, на удаленную работу; как организовать защиту тех, чья деятельность не предусматривает подобную занятость; как справиться с неизбежным падением продаж и, соответственно, в таких условиях выплачивать заработную плату, оплачивать коммунальные и арендные платежи, нести другие расходы.
При этом задекларированные правительством программы поддержки бизнеса и наемных работников по факту оказались фикцией. Реальной помощи люди не получили, разве что за исключением персонала коммунальных и государственных структур.
Часть работодателей оказались не готовы к такому удару и были вынуждены сокращать персонал. Иногда это ограничивалось локальными сокращениями второстепенных сотрудников, а иногда, как рассказали Корреспонденту в одной из IT-компаний Киева, дело дошло до сокращения сразу 100 человек. «Прежде всего, под удар попали сотрудники HR-отдела, где из 10 оставили пять человек, ведь набор персонала был приостановлен. Маркетологи, где также оставили 50% персонала, поскольку особого продвижения продукта сейчас нет. Были сокращены и другие специалисты, без которых компания может обойтись. Они все были уволены по соглашению сторон, им были выплачены компенсации в размере двухмесячной заработной платы», — рассказали в этой компании. Такие меры, хоть и несколько радикальные, позволили компании устоять. В свою очередь сотрудники, поскольку зарплата в этой компании выплачивалась «белая», смогли на время карантина стать на учет в службу занятости и эти два-три месяца получать пособие от государства до 8.408 грн. Сумма, конечно, не очень большая, но все-таки лучше, чем ничего.
Кто-то думает, что вот оно — время найти освободившихся классных сотрудников. Разочаруем: увольняют с концами в первую очередь наименее эффективных. А те, кто реально ценны бурно развивающимся проектам, обычно сами выбирают. Даже сейчас.
ОТПУСК ЗА СВОЙ СЧЕТ
Другая тенденция — отправка сотрудников в отпуск за свой счет. И хоть в Законе Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19) упоминается, что такие крайние меры могут быть введены лишь с согласия самого сотрудника, некоторые работодатели просто игнорировали данные рекомендации и ставили подчиненных перед фактом.
И хорошо, что у подчиненных была какая-то финансовая подушка, позволившая продержаться это время, или возможность найти временную работу. А если нет, как это произошло с Виталием Федоровичем, работающим до карантина в общественной депутатской приемной Киева. «Когда перестал ходить общественный транспорт, на работу стало сложно добираться. Кроме того, моя зона ответственности — школы и детские сады. Я встречался с директорами и заведующими, и мы разрабатывали совместные проекты. Их тоже отправили на карантин. Поэтому надобность во мне отпала и мне предложили уйти за свой счет. Поскольку работа была на общественных началах, ни о какой выплате пособия речи не было», — говорит он. Понимая, что финансовых запасов хватит не больше чем на месяц, Федорович обратился в службу занятости и с большим трудом встал на учет как безработный, одновременно начав подыскивать другую работу.
В отпуск за свой счет (правда, по собственному желанию) ушла и часть сотрудников ГП Документ. Как рассказал Корреспонденту руководитель пресс-службы предприятия Владимир Полищук, его также эта участь не минула: «Некоторые сотрудники ушли за свой счет, но никого не заставляли писать заявления. Одним была сокращена заработная плата. Другие были переброшены на иные участки работ».
Почему персонал мирится со «своим счетом»? В надежде, что карантин будет недолгим и удастся сохранить рабочее место после его окончания, сотрудники идут на временную потерю или резкое снижение оплаты. Но и тут не все однозначно: временный вынужденный перерыв в работе очень многие используют для поиска более подходящей работы или даже запуска какого-то микробизнеса. Заметим, так делают самые инициативные. И есть шанс по окончании карантина потерять не самых худших членов команды.
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Еще одна мера, которую применили украинские работодатели, — изменение функциональных обязанностей сотрудников. Конечно, нельзя сделать из сталевара бухгалтера или наоборот. Но из гида маркетолога — вполне. Как поделился с Корреспондентом глава Ассоциации чернобыльских туроператоров Ярослав Емельяненко, часть персонала была переквалифицирована. «Мы ни одного дня не сидели дома. Нам пришлось освоить виртуальные технологии. Одни гиды проводят онлайн-туры, другие занимаются переводом текстов. Учитывая, что мы запустили производство вышиванок, футболок, масок с эмблемами Чернобыль-Тур, часть сотрудников начала заниматься продажами, рекламой, отгрузкой и приемом товара», — говорит он. И добавляет, что хоть дохода это не слишком принесло, но позволило коллективу не остановиться, что также немаловажно.
В свою очередь, как рассказал Корреспонденту владелец сети Медтехника Алексей Давиденко, на предприятии был создан новый отдел, занимающийся организационными вопросами, возникшими в связи с карантином, куда были переведены сотрудники, которые временно остались не у дел. «Они занимаются решением вопросов, касающихся средств защиты, организацией доставки сотрудников на работу и так далее. Часть сотрудников была перекинута на онлайн-продажи. За время карантина никто не был сокращен, никому зарплату не урезали», — отмечает Давиденко.
Что делать тем, кого не устраивает изменение функциональных обязанностей? Выхода на самом деле три: попробовать взять оплачиваемый отпуск, уйти в отпуск за свой счет или уволиться в поисках лучшей доли. Хотя нужно отдавать себе отчет, что образ жизни в связи с коронавирусом у нас наверняка изменится. И нынешнее изменение функционала вполне может оказаться волшебным пенделем, который выведет на новую траекторию до того, как она станет трендом для большинства.
КУЛЬТУРА И ШОУ-БИЗНЕС ГДЕ?
Помните грандиозную акцию ивент-бизнесов 12 мая? Действительно, все бизнесы, связанные с публичными активностям, оказались в непростой ситуации: массовые многолюдные акции запрещены вплоть до третьего этапа карантина. Да и позже пока их судьба и форматы неочевидны.
У многих, занятых в подобных бизнесах, в марте-апреле сезон только начинается и длится по сентябрь-октябрь. За это время им удавалось заработать достаточно, чтобы безбедно прожить осенне-зимние месяцы. Как рассказала Корреспонденту генеральный директор Парка Киевская Русь Наталья Коваль, карантин не просто повлиял на работу парка, он ее остановил напрочь.
«Сразу после объявления постановления Кабмина нам пришлось закрыть ворота на вход, отменить все культурно-массовые мероприятия, в том числе любимые Кентавры и Зов героев, майские праздники... Не работали конные представления, музеи, мастер-классы, питание от партнеров. Мы просто законсервировались, и деятельность предприятия остановилась», — перечисляет Коваль.
Единственная статья дохода, которая давала жизнь парку, ушла в ноль, но при этом необходимо платить большие ежемесячные расходы: налоги, заработную плату, аренду офиса, коммунальные расходы большого хозяйства, расходы на средства связи, интернет и многое другое. «Первым нашим шагом было закрыться и сообщить всем о невозможности посещения парка. А вторым шагом стал вопрос об уменьшении потребления электроэнергии, отключении отопления и сведении к минимуму любых расходов. Чтобы хоть как-то оплачивать текущие расходы, парк начал онлайн продавать со скидкой в 75% билеты на любое августовское событие», — рассказывает Коваль.
А те, кто мог, ушли в онлайн. Как рассказал Корреспонденту ведущий торжественных мероприятий Вячеслав Матюхин, он уже несколько раз проводил онлайн-свадьбы и вечеринки.
Выступал с онлайн-концертами и лидер украинской рок-группы ВВ Олег Скрипка, правда, он не слишком доволен подобным течением дел (см. стр. 46).
Конечно, со Скрипкой нельзя не согласиться, ведь одно дело быть в центре массового события и испытывать ни с чем не сравнимые эмоции. А другое — все это время находиться по ту сторону экрана, не имея возможности даже исполнить или протанцевать какую-то композицию вместе с артистами.
А еще, как отмечает Матюхин, не все люди понимают, почему за проведение онлайн-мероприятий надо платить деньги. В любом случае остается надеяться, что эта насильственная диджитализация ненадолго.
И КАК ЭТО ВСЕ ПОВЛИЯЛО НА ЗАРПЛАТЫ
Как рассказала Корреспонденту специалист экспертно-аналитического центра grc.ua Юлия Дрожжина, большинство работодателей признало, что рекрутинг встал на паузу. «Часть компаний закрывает вакансии внутренними ресурсами. Привлекают сотрудников, чьи обязанности временно неактуальны, на другие работы: продавцы-консультанты неактивных категорий могут заниматься обработкой входящих звонков в интернет-магазине», — говорит Дрожжина.
Впрочем, согласно опросу, некоторые работодатели продолжают набор сотрудников, как и планировали до карантина, а часть уже разработали новую стратегию развития и набирают людей под ее реализацию.
«На середину мая в ТОП-10 самых востребованных профессиональных сфер входят ІТ — 17%, продажи — 16%, маркетинг и производство — по 7%, транспорт и административный персонал — по 6%, бухгалтерия и начало карьеры — по 5% и 3% — рабочие специальности», — подчеркивает Дрожжина. Соответственно и динамика зарплат в секторах отражает потребности бизнесов здесь и сейчас.
Как и до карантина, работодатели более всего заинтересованы в сотрудниках с опытом (от одного до трех лет), трудоустроить новичков без опыта готовы только в 30% вакансий.
Впрочем, как поделилась с Корреспондентом руководитель направления OLX Работа Мария Абдуллина, по ее наблюдениям, для молодых людей на старте своей карьеры стало на 83% больше вакансий. Если говорить о количестве вакансий, то солидные изменения произошли в сфере охраны и безопасности — с марта по апрель предложений работы стало на 180% больше. «В это же время почти удвоилось количество вакансий в сферах сервиса и быта (+94%) и телекоммуникаций (+92%). С марта по апрель значительно выросло количество предложений от работодателей в сферах маркетинга и медицины — +71%», — отмечает Абдуллина.
По ее наблюдениям, основным трендом на рынке труда весной ожидаемо стала удаленная работа. С февраля по апрель 2020 года количество запросов по поиску таких сотрудников на портале увеличилось на 83%. Чаще всего для удаленной работы ищут офис-менеджеров (им предлагают в среднем 10.000 грн в месяц), операторов (12.500 грн) и Instagram-специалистов (19.500 грн).
Зарплатные предложения, как рассказала Дрожжина, в мае даже показали позитивную динамику. Если в апреле можно было наблюдать некоторое снижение (около 10%) предлагаемых зарплат по сравнению с февралем и началом марта, то сейчас средние предлагаемые зарплаты вернулись и обогнали докарантинные на 10-15%.
Что делать специалистам, если в вакансиях указаны зарплаты, не соответствующие их запросам? Как поделилась с Корреспондентом HR-эксперт Татьяна Пашкина, лучше всего переждать, что такие работники, собственно, и делают. «Есть работодатели, которые под шумок увольняют «дорогих» специалистов и пытаются найти подешевле под тот же функционал. Но стоит помнить, что профессионалы не будут соглашаться получать за свою работу меньше, чем она стоит. Думаю, что те, кто по каким-то причинам попал под сокращение, просто пересидят это время, как это было во время кризиса 2008 года, а потом выйдут на поиски работы», — уверена она.
С Пашкиной согласна и HR-Generalist Анастасия Петюренко. «Зарплату нужно указывать ту, которая соответствует навыкам. Именно навыкам, опыт играет роль, но не настолько: он иногда бывает даже лишним. Считаю, что нельзя снижать планку, ссылаясь на карантин: если ты продажник-космос и на прошлых местах делал деньги, нужно указывать соответствующую зарплату — 15-20 тыс. Если это рядовой бухгалтер первички, но с опытом от года — не стоит стесняться ставить от 10 тыс. Как только бизнес будет пытаться прийти в себя, быстро все сообразят, что без персонала не справятся физически», — настаивает Петюренко.
МНЕНИЯ
Наталья Коваль, генеральный директор Парка Киевская Русь
Что же произошло с карантином? Все сбережения за зиму были использованы, а сезон так и не наступил. Больнее всего там, где расходы сократить нельзя. Скажем, это наша конюшня. У нас немалое поголовье лошадей, рацион питания которых уменьшать нельзя. Те, кто занимался лошадьми, знают, что, помимо правильного рациона питания, лошади нуждаются в регулярных тренировках, ветеринарном обследовании и так далее. Поэтому если Древний Киев мы закрыли большими деревянными воротами, то работу конюшни мы не могли остановить. Сам карантин проходит не впустую. Он многому научил, помог реализовать планы, до которых не доходили руки. Мы с чистого листа пересмотрели планы на дальнейшую работу. Начиная от отношений с людьми, заканчивая концепцией. После полноценного открытия мы введем обновленную программу. Разработали новые сценарии, новые направления деятельности. Можно сказать, что происходит перезагрузка системы.
Александр Бульба, СЕО Новой почты
Во время карантина Новая почта продолжает работать в усиленном режиме. Сотрудники имеют разную специфику работы в зависимости от должности. Офисные сотрудники и работники контакт-центра были переведены на дистанционный режим работы. Плановые командировки были отменены, а корпоративное обучение переведено в онлайн. Сотрудники отделений и курьеры продолжают выполнять обязанности «на передовой» с соблюдением всех норм безопасности. Изменилась специфика работы на наших сортировочных терминалах. Было создано безопасное пространство — уборка с дезинфицирующими средствами, индивидуальные средства защиты сотрудников. Карантин не сказался на их постоянной оплате труда. Сотрудники, работающие на передовой, а это курьеры, работники отделений и терминалов, получили премии. Сотрудники, которые вернулись из-за границы, когда карантин уже был введен, на время двухнедельной изоляции получили отпуск за свой счет с компенсацией 50% оклада.
Вячеслав Матюхин, шоумен и ведущий мероприятий
Перед карантином у меня было запланировано проведение свадеб в Германии, Италии и Португалии. Все они были перенесены где-то на год. Причина - такие площадки, где можно провести свадьбы, чтобы приехали люди из разных стран, очень популярны среди молодожёнов. Поэтому так как у нас не получится перенести на пару месяцев и забронировать ту же локацию, поскольку на то время они уже забронированы, свадьбы перенесли. Стоит учитывать, что пока нет ни авиа-, ни железнодорожного сообщения. А чтобы на свадьбе присутствовали все приглашенные, билеты надо бронировать заранее. Единственное, заказчики просили, чтобы я не повышал стоимость своих услуг за это время. А на протяжении карантина я онлайн провел две свадьбы и один день рождения. По сути, все мы находились за экранами своих гаджетов. Я что-то говорил, люди слушали. Конечно, непривычно для многих. Но есть много разных настольных игр, которые можно проводить онлайн. Можно показывать слайды, делать угадайки, квесты, викторины. Это как интерактивное шоу, чем-то похожее на телевизионный проект. Правда, некоторые не понимают, как за это можно платить деньги? Как, впрочем, и то, почему меня из Zoom не выбрасывает через 40 минут. А все потому, что я купил лицензию, которая обошлась мне в $20 до конца месяца. Это тоже не все понимают, многие пытаются найти какие-то ходы, чтобы обойти покупку. Но надеюсь, что этот уход в онлайн скоро закончится. Во всяком случае, судя по настроению заказчиков, они ждут, чтобы все это побыстрее ушло в историю и можно было собраться всем и отметить торжество офлайн.