Что там, в будущих областных парламентах

Корреспондент.net,  25 сентября 2020, 09:00
💬 1
👁 4930

Днепровский политик и общественный деятель Геннадий Гуфман — о новых правилах игры, которые должна определить представительская власть в регионе.

Накануне выборов в местные советы всех интересуют в основном социологические данные, какая партия сколько набирает и с кем потом может объединиться, пишет в №18 Журнала Корреспондент днепровский политик и общественный деятель Геннадий Гуфман.

Одновременно идет кастинг лозунгов — у кого ярче, кто обещает больше. Я вот вижу, что большинство политиков ругают большевиков в 1917-м, но с удовольствием используют лозунг «Землю — крестьянам, заводы — рабочим!» в осовремененном исполнении.

И практически никто из участников забега пока не задумывается, на каких принципах будет построена та власть, которую в октябре некоторые получат. Удастся ли на практике реализовать цели, так активно «продаваемые» политиками согражданам за будущие голоса?

А серьезно размышлять об этом стоит именно сейчас. Конечно, в связи с административной реформой в украинском законодательстве есть много непонятного и толком не выписанного. До сих пор никому достоверно не известно, как именно старая система управления в областях будет синхронизирована с создаваемой, и получит ли новая дополнительные функции. Очевидно одно: управлять, как раньше, региональным элитам уже не удастся.

Де-факто каждый облсовет в Украине даже сейчас имеет большинство функций областного парламента, но никогда ими не пользуется. В нашей области на ум приходит один-единственный случай — когда перед парламентскими выборами-1998 уже изгнанный из правительства Павел Лазаренко вернулся в кресло председателя Днепропетровского облсовета и при поддержке полностью подконтрольных ему депутатов установил на несколько месяцев региональную доплату к пенсии.

Конечно, это стало вопиющим исключением из правил, сделанным в пику центральной власти. Но люди в погонах начали интересоваться лазаренковскими делами позже, и вопроса о пенсиях в списке претензий не оказалось. Значит, законная возможность существовала, и Лазаренко просто сумел ее использовать. Да, явно в собственных целях — та добавленная «десятка» помогла лазаренковской Громаде зайти в Верховную Раду в основном благодаря именно голосам днепропетровцев. Люди, особенно пожилые и с низким уровнем дохода, увидели в доплате попытку региональной власти исправить социальную несправедливость, допускаемую киевской властью.

Сегодня мы, представители Оппозиционной платформы — За жизнь, тоже заявляем о необходимости использовать региональные возможности для исправления ошибок центральной власти. Нашим землякам тяжело, и мы в очередной раз увидели это не из кабинетных окон, а объездив за последние месяцы почти всю сельскую Днепропетровщину во время проекта Давай знакомиться!.

Прежде всего, люди жалуются даже не на низкие пенсии и зарплаты, а на несоответствие сельской социальной инфраструктуры их реальным потребностям. В первую очередь это касается медицины. Ну не сможет одинокая 80-летняя бабушка ехать за 100 с лишним километров до райцентровской больницы, да еще и на автобусе, ездящем дважды в неделю!

Меня знакомые предупреждают: «Гена, играешь с огнем. Будешь так продолжать — начнут обвинять в сепаратизме. Это до сих пор в тренде». Недавно то же говорили, когда мы заявили о необходимости местного референдума, посвященного местному бюджету. А в чем тут сепаратизм? В желании с помощью местного населения определить, куда в первую очередь направлять деньги, отчисляемые в виде налогов?!

Чепуха. Референдум как абсолютно законный механизм принятия важных решений много лет нормально используют в большинстве стран — причем тех, которые у нас принято приводить как пример для подражания как «цивилизованных». А мы, позвольте поинтересоваться, какая страна? Кравчук с Кучмой или Зеленский, как к ним ни относись, точно не похожи на вождей племени зулусов, а всемирно известные ученые из Академии наук — на шаманов с бубнами.

Это все больше раздражает. Понимаю, что таким образом осуществляется системная подмена понятий, которой так удобно прикрывать глобальные экономические или даже геополитические интересы. Вы не задумывались, почему в Китае никто не призывает создавать значительно более состоятельную и технологичную Японию, а в Мексике или Гватемале не строят США?

Хотя, пожалуй, я увлекся. В каждом из вышеупомянутых государств существует собственная модель политического управления — как на центральном уровне, так и на местном. И ни одна из них не идеальна.

А нам придется модифицировать свою. Менять на систему действия сохранившуюся пока систему коллективного бездействия, когда областные депутаты нужны местной исполнительной власти (неважно, кто ее будет возглавлять — глава госадминистрации или префект) в основном для принятия бюджета, осваиваемого потом по принципам, не имеющим ничего общего с чьими-то предвыборными обещаниями.

Правда, это уже совсем другая история.

ТЕГИ: Выборы Днепр референдум местные выборы инфраструктура местные власти