Для галочки. Чем грозят Беларуси санкции ЕС
Европейский союз ввел санкции против 40 белорусских чиновников, но не против Александра Лукашенко,
Протесты в Беларуси продолжаются уже почти два месяца, а Евросоюз только смог ввести санкции против чиновников страны. Причем самого Александра Лукашенко в санкционном списке и вовсе не оказалось.
Корреспондент.netразбирался в причинах промедления ЕС с санкциями и угрозах, которые они несут режиму в Беларуси.
Черный список
В Официальном журнале ЕС в пятницу опубликовали список из 40 белорусских чиновников, против которых Евросоюз вводит санкции за нечестные выборы и репрессии против мирных протестующих.
В списке отсутствует Александр Лукашенко. Высшими должностными лицами из списка являются руководители МВД и ЦИК Беларуси, также в списке командующий внутренними войсками и руководители ОМОН. Санкции заключаются в замораживании активов и запрете на поездки в Евросоюз. Они вступают в силу с момента опубликования постановления в Официальном журнале ЕС.
В ЕС объясняют, что пока не будут вводить санкции против Лукашенко, чтобы сохранить возможность урегулирования кризиса путем диалога.
Из-за чего задержка
Санкции вводят с существенной задержкой из-за блокирования Кипра, в обмен на свое согласие по белорусскому вопросу страна потребовала от ЕС ввести жесткие санкции против Турции за проведение буровых работ в Восточном Средиземноморье.
В итоге Кипр отменил свое вето после того, как лидеры ЕС обвинили Турцию в нарушении международного права.
"Европейский Совет решительно осуждает нарушение суверенных прав Республики Кипр, такие действия должны быть прекращены. Европейский Совет призывает Турцию в будущем воздерживаться от подобных действий, которые нарушают международное право", - заявили лидеры ЕС.
Они подчеркнули, что ЕС имеет стратегический интерес в стабильной и безопасной обстановке в Восточном Средиземноморье и в развитии сотрудничества и взаимовыгодных отношений с Турцией.
Ответ Беларуси
МИД Беларуси заявил, что в случае раскрутки "санкционного маховика" со стороны ЕС может встать вопрос целесообразности сохранения дипломатических отношений.
"ЕС угрожает нам тем, что пересмотрит свои отношения с Беларусью. Это будет его выбор. Белорусская сторона, в свою очередь, также готова к подобному пересмотру отношений и будет и дальше адекватно реагировать на любые недружественные действия", - подчеркнули в ведомстве.
МИД Беларуси даже заявил о введении санкций против ЕС в ответ на недавние договоренности саммита Евросоюза по белорусским санкциям.
Вот только в белорусском МИДе даже не опубликовали собственный санкционный список.
Что это значит
Белорусский политический эксперт Артем Шрайбман считает, что не стоит воспринимать санкции ЕС как важное событие.
“Это чистейший символизм. Никто в Минске на это реагировать не будет, ничье поведение это не изменит. Ставки для высших чиновников сейчас намного выше, чем право на шенгенскую визу. Даже Брюссель понимает символичность своих действий, и поэтому санкции такие скромные. Список в несколько раз короче, чем в 2011 году, и без Лукашенко в нем, при том, что репрессии намного жестче. Эти санкции страны ЕС принимают исключительно для себя, чтобы показать самим себе, что они не циники, и права человека имеют для них значение. В русском языке эта мотивация лучше всего описывается словами "для галочки"”, - полагает эксперт.
По его мнению, у Запада очень мало рычагов в белорусском кризисе.
“Причина банальна - Лукашенко плевать на мнение Запада о его действиях. Чтобы было не плевать, нужно, чтобы товарооборот с ЕС на момент начала кризиса был в два раза больше, чем с Россией, а не наоборот. В этом и есть ключевое препятствие для сделок Парижа и Берлина с Москвой по белорусскому вопросу. Это не Молдова и не Украина, где Восток и Запад имели равновеликое или сравнимое друг с другом влияние. Москва может решать здесь проблемы сама, без Макрона или Меркель, поэтому зачем Путину их слушать. Единственное, почему может получиться иначе - если Беларусь станет частью какой-то большей сделки в формате "мы прощаем вам Навального, вы дожимаете Лукашенко на посредничество ОБСЕ и передачу власти в 2021-м"”, - прогнозирует Шрайбман.