РГ: Дело за Марсом

Российская газета,  16 апреля 2008, 07:22
💬 0
👁 8

Однодневный визит в Москву министра иностранных дел Украины Владимира Огрызко оставляет больше вопросов, чем дает ответов, пишет в сегодняшнем номере Российской газеты Евгений Шестаков.

С одной стороны, подобная дипломатическая скорострельность в условиях, когда между Москвой и Киевом накопилось множество нерешенных вопросов, на первый взгляд, красноречиво говорил о формальном подходе украинской стороны к переговорам в российской столице. А сам визит был призван лишь в самых общих чертах прояснить позиции сторон и сгладить шероховатости, возникшие после заявления главы российского ведомства Сергея Лаврова.

Тот заявил о стремлении нашей страны "не допустить принятия Украины и Грузии в НАТО и неизбежно связанного с таким принятием ухудшения отношений Москвы с альянсом". Официальный Киев остался весьма недоволен российской позицией. И прежде всего тем, что Москва жестко заявила о своих национальных интересах, определив приближение блока к границам России как шаг враждебный, не отвечающий интересам общеевропейской безопасности.

Как заявил украинский министр, он убеждал своих собеседников, что "вступление его государства в НАТО никоим образом не угрожает России". В этом, по его словам, была главная цель состоявшегося диалога. Впрочем, такая миссия выглядела заведомо невыполнимой на фоне жесткой и практически неизменной позиции Москвы. А однодневный формат визита Огрызко практически не оставлял шансов на достижение прорывных договоренностей. В итоге Москва и Киев все же решили начать консультации по поводу вступления Украины в НАТО. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. По его словам, в ходе этих консультаций "эксперты подробно изложат российские озабоченности", которые будут "практически учтены украинской стороной".

Разумеется, существовала надежда, что министр иностранных дел Украины приехал в Москву не с пустыми руками. И готов обнародовать условия, при которых его страна откажется от планов вступления в альянс. Какими в принципе они могут быть, можно только гадать. Речь может идти о резком повышении стоимости аренды базы Черноморского флота или существенном снижении цен на газ для Украины.

Так или иначе, реализация подобных условий потребовала бы от России значительных средств, которые собственно и станут платой за отказ Киева от евроатлантических планов. Но возможен ли в принципе подобный сценарий при правительстве Юлии Тимошенко, сказать трудно.

Перечень других вопросов, внесенных в повестку дня на встрече глав внешнеполитических ведомств России и Украины, выглядит впечатляющим. Это и пребывание Черноморского флота в Крыму, и урегулирование азово-керченской проблемы, и подготовка намеченного на вторую половину года заседания подкомитета по международному сотрудничеству российско-украинской межгоскомиссии.

Однако столь же очевидно, что рассчитывать на достижение конкретных результатов по большинству этих направлений в ходе визита Огрызко не стоило. Урегулирование азово-керченской проблемы, связанное с разграничением морских границ, увязло в длительных юридических спорах экспертов.

А претензии Киева, недовольного тем, что на объектах Черноморского флота вывешивают российские флаги, вряд ли нашли понимание у российской стороны. Так что дальше констатации существующих проблем с учетом опять же сроков визита украинского министра дело вряд ли зашло.

В свою очередь, остается множество вопросов, вызывающих недовольство России. Прежде всего это действия Киева по дискриминации русского языка и переписыванию истории. Речь идет о переводе телевещания и кинопроката на мову и попытке министерства образования перевести преподавание в вузах на украинский язык.

Масла в огонь отношений между Москвой и Киевом подлил указ президента Виктора Ющенко о праздновании 65-летней годовщины со дня создания украинской повстанческой армии и 300-летия событий, связанных с военно-политическим выступлением гетмана Ивана Мазепы и заключением украинско-шведского союза.

Если добавить к этому и без того "солидному" списку взаимных претензий обеспокоенность Москвы фактами ущемления прав, работающих в "незалежной" российских бизнесменов, о чем сообщил официальный представитель МИД России Михаил Камынин, то становится ясно: переговоры в Москве между главами внешнеполитических ведомств были трудными.

Впрочем, о том, чтобы на итоговой пресс-конференции ситуация не выглядела абсолютно безнадежной, стороны "позаботились" заранее. Так, Камынин "высоко оценил усилия украинской стороны по предстоящему празднованию 225-летней годовщины основания Севастополя". И привел цифры, которые демонстрируют существенный рост - до 30 миллиардов долларов в 2007 году, - объемов двусторонней торговли между Москвой и Киевом.

Но способны ли экономические успехи ослабить существующие между нашими странами политические разногласия? На завершившейся в воскресенье ассамблее Совета по внешней и оборонной политике немало говорилось о необходимости предложить Киеву новый амбициозный проект, который дал бы толчок сближению Украины с Россией. "А может, нам вместе с украинцами слетать на Марс", - предложил кто-то из членов Совета. Идея вызвала улыбку в зале. Но, как говорится, осадок остался.

Несомненно, вопрос о том, как России, несмотря на все внешние трудности, удержать Украину в своей орбите, незримо присутствовал за кадром и на нынешних переговорах в Москве. Многие российские эксперты понимают: мы можем "проиграть" Киев, если будем использовать принудительные методы, чтобы вызвать симпатии к себе. Опросы общественного мнения, которые проводились в "незалежной", демонстрируют, что около 60 процентов населения выступают против вступления в альянс.

Но в то же время около 90 процентов поддерживают усилия своего правительства по защите территориальной целостности страны. Эти цифры хорошо знают и в Киеве, где используют любую неосторожную фразу российских политиков для разжигания национальных чувств. Отлично понимая, что тем самым снижают число противников вступления в альянс.

Можно не сомневаться, что предстоящий диалог министров иностранных дел стал образцом прагматичного подхода к российско-украинским отношениям. О желании именно так, "без заидеологизированности на основе равноправия и предсказуемости" строить отношения с нашей страной ранее говорил Владимир Огрызко. Такими же видят главные принципы диалога с Украиной и на Смоленской площади.

ТЕГИ: НАТО Украина-Россия