Переворот из-за COVID. Протесты в Тунисе
Недовольство неэффективностью мер по борьбе с коронавирусом в стране привело к протестам, увольнению премьер-министра и заморозке работы парламента.
Тунис – первая страна, в которой в 2011 году победила арабская весна. Так назвали волну демонстраций и восстаний, прокатившуюся по странам Ближнего Востока и Северной Африки в 2010-2011 годах. Отстранение от власти авторитарных правителей и коррумпированных элит, социальная справедливость, достойная человека жизнь в условиях свободы и демократии – это главные требования арабской весны.
Тунис, по сути, единственное государство, где протестам удалось добиться какого-то осязаемого результата и закрепить его. Но теперь в стране заговорили об откате от этих принципов и даже государственном перевороте.
Что произошло
Президент Туниса Каис Саид отправил в отставку премьер-министра Хишама Машиши и объявил о приостановке деятельности Ассамблеи народных представителей - однопалатного парламента страны - на 30 дней. Более того, тунисский лидер заявил, что с депутатов снят иммунитет, и пригрозил в случае сопротивления задействовать вооруженные силы. Правительство Саид решил возглавить лично.
Естественно, оппоненты президента назвали такие действия государственным переворотом и захватом власти. Председатель парламента, лидер правящей партии Ан-Нахда (Возрождение) Рашид Ганнуши расценил действия президента как "переворот, направленный против революции и конституции". Поступают даже предварительные сообщения о закрытии границ и аэропортов.
Ответом на заявление президента стали гудки автомобилей на улице и призывы к массовым протестам.
Все из-за коронавируса?
Действиям президента предшествовали протесты против правящей партии. Протестующие требовали привлечения к ответственности тех, кто, по их мнению, виновен в провалах в борьбе с пандемией COVID-19.
Демонстранты даже ворвались в рабочие помещения Ан-Нахды в парламенте, повредили компьютеры и другое оборудование, а также выбросили часть документов на улицу.
Система здравоохранения Туниса испытывает беспрецедентные нагрузки на фоне роста числа инфицированных коронавирусом. По словам представителя минздрава Нассафа бен Али, система "обрушилась". Помощь стране оказывает ряд государств, в том числе Египет, Катар и Кувейт, предоставившие гуманитарную помощь и медицинский кислород. Ливия 8 июля закрыла границу с Тунисом в рамках борьбы с распространением коронавируса. Занимавший пост министра здравоохранения Фаузи Мехди был уволен 20 июля, обязанности главы ведомства исполняет Мухаммед Трабелси.
По данным группы волонтеров Worldometer на 25 июля, с начала эпидемии в Тунисе выявлено 569 289 заразившихся, с диагнозом COVID-19 скончались 18 600 человек. Население страны превышает 11 млн.
Вакцинация идет крайне медленно: только 7% населения страны вакцинированы полностью.
Борьба за власть
Но Covid-19 - лишь один из факторов, приведших к беспорядкам. После революции 2011 года в Тунисе сменилось девять правительств, многие из которых распались, просуществовав недолго. Тунисскую революцию 2011 года часто называют единственным успехом "арабской весны" в регионе, но экономической или политической стабильности в стране добиться пока не удалось.
Глубоко укоренившиеся проблемы безработицы и развалившейся государственной инфраструктуры, поднявшие тунисцев на восстание, так и не были решены.
Экономика страны находится в неважной форме: значительный бюджетный дефицит и проблемы с выплатой долга, для решения которых может потребоваться новый заем МВФ. А это почти наверняка выльется в сокращение рабочих мест в госсекторе и субсидий на товары, в том числе первой необходимости.
После годов хаотичного правления многие взирают на протесты с надеждой - для других же это сомнительный с конституционной точки зрения шаг с потенциально дестабилизирующими и далеко идущими последствиями, комментирует BBC.
События во многом связаны с острой борьбой за власть между президентом, премьер-министром и спикером парламента. Можно ли считать отставку премьера захватом власти президентом или временным шагом, чтобы вернуть страну в нужное русло? И прибегнут ли его политические оппоненты к мобилизации собственной поддержки на улицах? Если да, то с какой целью? Ответы на эти вопросы зависят от того, как быстро будет назначен новый премьер-министр и обнародованы новые планы правительства.