От джихада до дружбы. Россия признает "Талибан"?
Кремль поддерживает контакты с лидерами талибов, а российское посольство одно из немногих, которое не эвакуировалось из Кабула.
Официально движение "Талибан" в России признано террористическим, но Кремль поддерживает контакты с лидерами талибов. После того, как “Талибан” захватил власть в Афганистане, комплиментов в его адрес с российской стороны прибавилось.
К чему приведет такое заигрывание с террористами?
Давние связи
В 1999 году талибы открыто поддержали чеченских сепаратистов и даже объявили России священную войну - джихад.
А уже в 2001 году талибы от имени своего духовного лидера Муллы Омара якобы предлагали Москве объединиться для совместной борьбы с США, но Кремль это предложение отклонил.
14 февраля 2003 года Верховный суд России признал деятельность "Талибана" террористической и запретил ее на территории страны. Решение приняли по представлению Генпрокуратуры на основании материалов ФСБ.
Но с появлением Исламского государства позиции талибов и России начали сближаться. В августе 2017 года госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что Россия снабжает боевиков оружием, а это нарушение норм Совбеза ООН. Лавров в ответ заявил, что у США нет доказательств поддержки талибов Москвой.
Но уже в ноябре 2018 году представители "Талибана" участвовали в переговорах по Афганистану в Москве в ноябре, встреча прошла в закрытом формате, с российской стороны присутствовал министр иностранных дел Сергей Лавров. Россия не скрывала своих контактов с талибами, поскольку они являются частью афганского общества, заявлял министр. Такие контакты он объяснил попыткой убедить исламистов "отказаться от вооруженной борьбы и вступить в общенациональный диалог с правительством".
В мае 2019 года Лавров принял делегацию талибов в Москве к 100-летию установления дипотношений между Россией и Афганистаном.
В конце июля 2021 года после переговоров с талибами в Москве министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал лидеров движения "вменяемыми людьми".
Мягкая риторика
С приходом боевиков к власти риторика официальной Москвы еще более смягчилась. 16 августа глава второго департамента Азии МИД РФ, бывший посол России в Афганистане Замир Кабулов назвал талибов более договороспособными относительно "марионеточного правительства" бежавшего президента Афганистана Ашрафа Гани.
Пока западные дипломаты хаотично эвакуировались из Кабула, посольство России в Афганистане демонстрировало безмятежность. Посол России в Афганистане Дмитрий Жирнов даже заверил, что при талибах в плане безопасности "сейчас в Кабуле ситуация лучше, чем при Ашрафе Гани", который находится в бегах. По его мнению, у афганцев "нет причин" стремиться к отъезду.
Глобальные планы
"По мнению российской элиты, фиаско США в Афганистане имеет более глобальное значение, - отмечает Максим Сучков, научный сотрудник Института Ближнего Востока. - Это напоминание таким странам, как Украина и Грузия, которые отчаянно пытаются сохранить свой альянс с Соединенными Штатами, о том, что их потребности, в том числе в сфере безопасности, никогда не будут важнее, чем вопросы американской внутренней политики".
При этом Москва заявляет, что не может быть и речи об исключении талибов из списка террористов до решения Совбеза ООН. "Насчет признания мы никуда не спешим. Мы посмотрим, как режим будет себя вести", - сказал глава второго департамента Азии МИД РФ, бывший посол России в Афганистане Замир Кабулов.
Сейчас "все решения принимаются с колес", уверен эксперт российского Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко. Он предлагает не говорить о единой стратегии Москвы, учитывая "метания" позиции России по ситуации в Афганистане и разнонаправленные официальные комментарии.
Одной из причин метаний эксперт считает "процесс передачи Афганистана под пакистанский протекторат": Москва опасается "опоздать в перекройке региональной архитектуры", главную роль в которой займут Китай и Пакистан.
Москва пыталась взаимодействовать с усилившим свои позиции в регионе Пакистаном и даже шла на риск испортить отношения со своим традиционным партнером - Индией, замечает Серенко.