Новые сепаратисты? Уэльс задумался о независимости
Специальная комиссия, которая подготовит анализ о будущих отношениях Уэльса с остальными частями Британии, среди вариантов рассмотрит и потенциальную независимость.
Выход Британии из ЕС подтолкнул дезинтеграционные тенденции и внутри королевства. Пока Шотландия уже прямо заявляет о новом референдуме за независимость, Уэльс тоже задумался о получении больших полномочий.
Специальная комиссия, которая подготовит анализ о будущих отношениях Уэльса с остальными частями Британии, среди вариантов рассмотрит и потенциальную независимость.
Чем это может грозить?
Думая о выходе
Новый орган, созданный министрами-лейбористами Уэльса, проанализирует возможные изменения в системе распределения властных полномочий между Кардиффом и Лондоном.
В объявлении правительства Уэльса говорится, что комиссия разработает варианты реформы "конституционных структур Британии, в которых Уэльс останется составляющей". Однако со-председатель комиссии Лаура Макаллистер отметила, что вопрос независимости тоже нельзя обойти вниманием и "рассматривать нужно все варианты".
Лейбористская партия Уэльса считает, что Уэльс должен оставаться в Соединенном Королевстве, но в своей избирательной программе обещала создание такого органа для "общенационального разговора" о будущем Уэльса.
В настоящее время Кардифф имеет полномочия во многих важных сферах управления, как образование, здравоохранение и местное самоуправление. Законодательство в этой сфере принимается в парламент Уэльса. Ряд других вопросов, в том числе по армии и медиа, решаются в Венсминстере. Похожая ситуация с Шотландией и Северной Ирландией.
Однако обеспокоенность относительно будущего Британии побудила некоторых политиков, в том числе первого министра Уэльса Марка Дрейкфорда, призывать к более радикальным изменениям. В частности, он считает, что будущее Соединенного Королевства было бы более определенным, если бы больше вопросов, касающихся Уэльса, решали на месте, а нации Британии были объединены добровольным союзом. Похожие призывы звучат в манифесте лейбористов Уэльса, где выражают поддержку "далеко идущему федерализму".
Не самые призрачные шансы
Пока шансы Кардиффа выглядят гораздо более скромными, чем в Эдинбурге, но они уже не рассматриваются как абсолютно нереальные.
Выборы 2019 года показали первые успехи условных "про-кельтских" партий. Новые местные выборы в 2021 году еще раз подтвердили этот тезис - и ирландский Шинн Фейн, и шотландские националисты, и даже валлийская партия Плайд Камру (дословно Партия Уэльса) не только повторили успех, но и подтвердили его новыми местами в местных советах.
Правда, Плайд Камру несколько отстала от коллег - завоевала всего одно новое место в британском парламенте. Но для Уэльса это незаурядный успех.
Плайд Камру с начала прошлого года сменила риторику на оппонирование Brexit и теперь радостно пожинает из этого плоды.
Перед майскими выборами 2021 года лейбористская партия в Уэльсе, пытаясь выбить из-под Плайд Камру часть ее маргинального электората, пошла на удивительно смелый шаг - она включила в свой предвыборный манифест обещание создать комиссию, которая определит будущее Уэльса в новых политических условиях postBrexit.
Смелый шаг избиратели оценили и дали лейбористам победу на этих выборах.
Работа комиссии только началась. Сейчас действительно трудно прогнозировать, к каким выводам она может прийти, учитывая и сложность вопроса, и постоянные переменные условия политической жизни в Британии. Однако именно эти постоянные изменения и могут сыграть на руку валлийцам, считает эксперт-международник Александр Краев.
При этом, по его мнению, из трех сценариев кельтского отделения - североирландского, шотландского и валлийского - вариант независимости Уэльса наименее вероятен в перспективе ближайших 10 лет. Однако это не значит, что независимость совершенно невозможна.
Важно выделить один ключевой тренд - Уэльс всегда был определенным маркером стабильности и прогнозируемости государственной системы и общего положения дел. И если сейчас наблюдается поднятие вопроса о возможной независимости, то ситуация действительно продолжает оставаться неординарно сложной даже через год после официального Brexit.