Какой вышла Матрица: Воскрешение. Отзывы критиков
Мнения о продолжении одной из самых культовых саг разделились: одни говорят о просчетах сценаристов, другим удалось рассмотреть иронию.
В мировой прокат спустя 18 лет после завершения оригинальной трилогии вышла Матрица: Воскрешение. Самый долгожданный сиквел десятилетия, который на большом экране в Украине появится 22 декабря, получился одновременно и сложным, и простым. Работа Ланы Вачовский одних приведет в восторг, а других - в ярость. Корреспондент.net рассказывает подробности без спойлеров.
Сюжет сиквела Матрица: Воскрешение
Заранее было понятно, что ни полноценным сиквелом, ни перезапуском фильм не станет: студия Warner подчеркивала это еще на стадии первоначальных разговоров о возможном возвращении Матрицы на экраны. Все, чего она хотела, - четвертая часть.
Создатели оригинального фильма - ставшие за прошедшие годы сестрами братья Вачовски от предложения отмахивались, как могли, раз за разом повторяя, что сагу о Нео они закончили и сказать им больше нечего. В итоге Лана, видимо, все же решила, что имеет сказать пару слов.
Матрица перезагружена, жертва Нео и Тринити в финале трилогии была напрасна: система машин восстановилась, получила обратную связь и решила и дальше терпеть оппозицию людей, которые своими взломами делают ее только сильнее.
И Нео и Тринити тоже нашлось место в новом мире. Нео - все тот же Томас Андерсон, но уже не клерк в белой рубашке, а звезда геймдизайна вроде Хидео Кодзимы. Он работает над игрой под названием Матрица в компании Deus machina, что с латинского переводится как "бог из машины".
Мистер Андерсон переживает кризис среднего возраста: погрустнел, отпустил волосы и бороду, борется с неврозом и суицидальными наклонностями, ходит к психоаналитику и горстями пьет синие таблетки. В общем, герой нашего времени.
В кофейне он регулярно видит женщину, в которой узнает любовь всей его жизни, но Тринити его не помнит. Истинная реальность постепенно ускользает от него - до тех пор, пока цепь загадочных событий не заставляет Нео вернуться в Матрицу и напомнить себе и окружающим о том, что он - избранный.
Отзывы критиков о новой части
"Отличное дополнение к франшизе. Было ощущение, что концепция подойдет для следующей части, и, конечно же, они нашли множество умных способов продолжить историю, одновременно развивая всю концепцию Матрицы", - заявила автор специализированного издания Collider Перри Немирофф.
"Потрясающая, внушающая трепет мета-головоломка, полностью соответствующая наследию франшизы", - отметила в своей рецензии критик Кортни Ховард, пишущая для журнала Variety.
Буквально с первых кадров четвертый фильм поражает примитивностью диалогов, пишет портал vokrug.tv в своей рецензии. Усугубляется все еще и постоянными отсылками к предыдущим частям посредством довольно грубо вмонтированных фрагментов оттуда.
"При этом какие-либо попытки хоть как-то ухватиться за сюжетную линию оборачиваются неудачей: сценарий, соавтором которого также является Лана Вачовски, хаотичен и нарочито комиксообразен", - говорится в отзыве.
Известный кинокритик Антон Долин пишет, что, с одной стороны, Матрица: Воскрешение - образцовый фан-сервис, предназначенный хардкорным поклонникам франшизы, которые изучили за минувшие двадцать лет каждый миллиметр этого мира, каждую секунду фильмов, анимации и игр.
"Она такая пост-пост, такая мета-мета, что диву даешься; первые же десять минут настолько филигранно, до неприличия тщательно повторяют оригинальную Матрицу 1999 года, что могут показаться не фильмом, а издевательским арт-проектом какого-нибудь актуального художника. Впрочем, Лана Вачовски такая художница и есть", - говорит Долин.
С другой стороны, новая Матрица лишь хочет представляться спекулятивным повтором: за фасадом, пестрящим прямыми и завуалированными автоцитатами, скрывается совершенно другой фильм.
"Это чрезвычайно личное, в своей основе - очень интимное для создательницы кино, которое сделано Вачовски в момент кризиса и в надежде его преодолеть, обратившись, по ее же словам, к самым близким людям - Нео и Тринити", - рассказывает кинокритик.
Если первая Матрица била как обухом по голове благодаря новаторству и философской проблематике, то четвертый фильм бьет не менее сильно, но другим орудием самозабвенной иронией, пишет TJournal.
Четвертая Матрица безальтернативно поставила себя в положение жертвы. Как можно рассказывать новую историю о войне с машинами в эпоху, когда визуальные эффекты любой дороговизны и качества приелись, технологию bullet time затерли до дыр, мрачным киберпанком никого не удивишь, а темные плащи стали частью повседневного гардероба, справедливо задаются вопросом авторы.
"Невозможность новаторства в эпоху всеобщей воспроизводимости, усталость и сытость современного зрителя, а постмодерн как глубокий криосон культуры - отправная точка четвертой Матрицы. Она выбирает язык иронии - единственный язык, на котором можно разговаривать о комбинациях культурных форм. И это объясняет, почему Матрица не может быть такой, как раньше", - говорится в рецензии.
Новому фильму удается держать равновесие между ретро и новизной, между щемящими сердце чувствами и постмодернистской игрой. Таким же образом выстроен экшен - в нем сохраняется лучшее из эквилибристики первой Матрицы, но в тональности и ритмике современных боевиков.
Esquire пишет, что Матрица два часа смеется над франшизами, а в последние двадцать минут не справляется с тем, для чего франшизы и нужны, - с трансляцией знакомых и ясных человеческих чувств. "Маловероятно, что это сознательная диверсия. Скорее уж просчет сценария и режиссуры", - отмечает издание.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet