Проблема для Украины. Макрон потерял парламент
Первый за 20 лет переизбранный президент Франции лишился парламентского большинства. В оппозиции - правые и левые поклонники Владимира Путина.
Итоги второго тура парламентских выборов во Франции однозначны: центристский лагерь президента Эмманюэль Макрона остается ведущей силой в Национальном собрании, однако более не имеет в нем абсолютного большинства.
Результаты выборов в являются риском для страны, заявила премьер Франции Элизабет Борн. Но проблемой это может стать не только для Франции, но и для Украины и ЕС. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Беспрецедентные результаты выборов в парламент Франции
Коалиция президента Франции Эмманюэля Макрона Вместе! получила 38,57 процента голосов во втором туре парламентских выборов после завершения обработки бюллетеней. Коалиция получит 245 мест в нижней палате, для абсолютного большинства нужно 289 мандатов.
Лидеры второго тура парламентских выборов во Франции:
Результаты второго тура законодательных выборов во Франции оказались хуже, чем ожидались, и для президентской коалиции Вместе!, и для антипрезидентской Nupes, которую в срочном порядке сумел сформировать пришедший на президентских выборах третьим левый популист Жан-Люк Меленшон, троцкист, ярый противник НАТО и ЕС, а также поклонник российского правителя Владимира Путина, призывающий к "гражданской революции".
Премьер-министр Франции Элизабет Борн сообщила, что правящая партия будет искать союзников для создания большинства в парламенте. Она считает, что итоги выборов являются риском для страны.
"Никогда в истории Пятой республики Национальное собрание не знало такой конфигурации. Эта ситуация представляет собой риск для нашей страны с учетом тех вызовов, с которыми нам приходится сталкиваться как на национальном, так и на международном уровне. С завтрашнего дня мы начнем работать над созданием активного большинства", - сказала Борн в обращении 20 июня.
Для этого необходимо искать компромиссы и работать над диалогом с различными политическими силами. Борн обещает, что ее правительство продолжит защищать покупательную способность французов от инфляции и сделает защиту окружающей среды центральной задачей политики кабинета.
Президенту Франции придется искать поддержку у других партий, чтобы реализовать свои масштабные реформы, такие как повышение пенсионного возраста, снижение налогов и реформирование системы государственных пособий.
Однако в качестве партнеров по коалиции для центристов могут рассматриваться только консерваторы из партии Республиканцы. Их лидер Кристиан Жакоб после неудачного выступления республиканцев заявил, что они - "партия в оппозиции к Макрону", и что вся его партия видит ситуацию именно так.
Таким образом, либо Жакоб хочет дорого продать свои голоса, либо он боится, что оставшиеся представители консервативного лагеря также могут раствориться в политическом альянсе Макрона.
Меланшон считает итоги голсования разгромными для президентского движения и политики Макрона: "Прежде всего, это полный провал для макронистов. Провал в моральном плане для людей, которые беспрестанно читали всем нотации и говорили, что будут препятствием для ультраправых, позиции которых в результате сами же укрепили".
В последние недели 70-летний Меланшон неоднократно заявлял, что Макрон вверг страну в хаос и своего рода социальный ад. Хотя подобные пассажи и принесли Nupes хороший результат и много голосов молодых избирателей, которые не видят для себя больших шансов на карьерный рост, их не хватило для завоевания парламентского большинства.
Несмотря на свою разобщенность Nupes и Национальное объединение, наверняка будут стремиться блокировать любые, даже более мелкие законодательные инициативы со стороны президентского большинства, отмечают французские аналитики. При этом "переобувшаяся" фанатка Путина Ле Пен будет в оппозиции и к инициативам президентского большинства, и к законопроектам Nupes.
Сторонники президента уже предсказывают полный паралич законодательной власти и то, что Национальная ассамблея приблизительно через год может быть распущена (а по французской конституции у президента есть такое право), после чего могут быть назначены новые выборы.
Однако самым шокирующим результатом выборов наблюдатели назывют количество проигнорировавших голосование: 54 процента французов, в основном молодые люди и представители менее обеспеченных слоев населения, не пришли к избирательным урнам во втором туре.
Что они значат для Франции, Украины и всей Европы
В последний раз президент-голлист Жак Ширак потерял большинство в Нацсобрании после выборов 1997 года, когда ему пришлось править вместе с правительством социалистов. Они вместе с коммунистами сформировали большинство, смогли претендовать на пост премьер-министра и в значительной степени нейтрализовать консервативного президента.
Сейчас в парламенте представлены четыре политически столь далекие друг от друга силы, что делает конструктивное сотрудничество маловероятным или, по крайней мере, затруднительным. Правительство Борн сохранится, поскольку его не нужно утверждать в Национальном собрании.
Макрон, в последнее время пытавшийся играть заметную роль в попытках убедить Путина прекратить войну против Украины в качестве одного из ключевых государственных деятелей в ЕС, теперь рискует отвлечься на внутренние проблемы.
Вместо того, чтобы полагаться на послушный законодательный орган (и, следовательно, по сути не принимать его во внимание), президенту теперь предстоит иметь дело с Национальным собранием, которое не может гарантировать осуществление его реформ.
Не имея постоянного партнера, сторонникам Макрона придется для продвижения законопроектов в каждом отдельном случае искать ситуативное большинство. Каждое голосование по законопроекту или бюджету будет балансировать на грани провала, что вряд ли создает устойчивую ситуацию в долгосрочной перспективе.
"Грядущие пять лет - это терра инкогнита для Эмманюэля Макрона. Хочешь - не хочешь, ему придется вести дискуссии - и договариваться. На этом поприще президент до сих пор, мягко говоря, не блистал - это касается как диалога с депутатами, так и взаимодействия с профсоюзами и объединениями. За эти просчеты он и был наказан в ходе нынешних парламентских выборов", - пишет французская газета Liberation.
Такая ситуация в истории Франции случилась в 1988 году, когда президент-социалист Франсуа Миттеран не смог добиться абсолютного большинства и в течение следующих пяти лет был вынужден искать компромиссы с другими партиями - иногда с правоцентристскими, иногда с ранее могущественной Коммунистической партией.
Даже внутри собственной коалиции позиция Макрона станет более шаткой. Поскольку по конституции Франции он не может избираться на третий срок, вопрос о преемнике остается открытым. В какой-то момент можно ожидать, что союзники президента, например, бывший премьер-министр Эдуар Филипп, начнут кампанию за президентское кресло.
"Францией станет очень трудно управлять", - говорит аналитик и социолог Жером Фурке. Впрочем, исторически второй президентский срок в Пятой республике никогда не бывал удачным.
Усиление позиций евроскептиков наверняка поставит под вопрос роль Франции как лидера Евросоюза, отмечает испанская газета El Mundo:
"Эти парламентские выборы можно сравнить с настоящим землетрясением во французской политике. Они обеспечили ультраправой партии Марин Ле Пен рекордное число депутатских мест, в результате чего она теперь сформирует третью по численности фракцию в парламенте! ... Ожидается, что сейчас, когда ЕС сотрясают такие вызовы, как агрессия России, Париж возьмет на себя роль лидера. Однако результаты вчерашних выборов едва ли этому способствуют".
Нестабильность во Франции скажется и на всем Евросоюзе, также считает турецкое издание Aargauer Zeitung:
"Политическая нестабильность в Париже, которая вполне может вылиться в политическую блокаду, способна перекинуться и на весь Евросоюз. Франция, ставшая после ухода Меркель нацией, задающей тон в Европе, слишком занята сама собой, чтобы сообщать континенту ещё и общеевропейские политические импульсы".
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet