Протесты в Шри-Ланке. "Украинский след", уроки для народа и власти
Из-за протестов в Коломбо президент Шри-Ланки Готабая Раджапакса собирается покинуть свой пост, о готовности последовать за ним заявил и премьер-министр Ранил Викремессингхе.
Последствия кумовства и коррупции
Крупнейший кризис, ставший результатом суммы неблагоприятных обстоятельств, неумелого государственного администрирования и злоупотреблений власти, развивался в 22-миллионой Шри-Ланке исподволь. На протяжении нескольких лет страна несла ущерб от природных катастроф, сильных дождей и наводнений. Это усилило стагнацию сельскохозяйственной отрасли, отчего поступления в бюджет снизились.
Для стимулирования роста экономики правительство приняло решение о снижении налогов. Обещание сделать это было одним из предвыборных лозунгов президента страны в 2019 году. Однако это отразилось на государственных доходах и побудило рейтинговые агентства снизить рейтинг страны почти до уровня дефолтного. В итоге Шри-Ланка лишилась доступа к зарубежным рынкам.
"Власть предприняла ряд неудачных популистских шагов. Снижение налогов в стране с большим дефицитом и низкой налоговой дисциплиной вместо роста экономики снизило и так недостаточные доходы бюджета на 25%. К тому же, был закрыт доступ к международной финансовой помощи, - отмечает народный депутат от фракции "Голос" Ярослав Железняк. - Ошибку вожди не признали, зато взялись за реализацию следующего предвыборного обещания — стимулировать экологическую продукцию. Для этого просто запретили химические удобрения. В результате урожайность упала, по меньшей мере, на 30%, страна впервые начала импортировать рис, а цены на продукты выросли в разы".
Чтобы поддержать сельское хозяйство и экономику в целом, власти не смогли придумать ничего лучше международных кредитов. Но долги нужно своевременно отдавать, а для этого необходима работающая экономика, возродить которую не удавалось. В то же время, страна направила двух министров в РФ на переговоры о покупке дешевого топлива.
Кроме сельского хозяйства, у Шри-Ланки оставалась еще одна доходная отрасль, туризм. Он обеспечивал от 13 до 20% ВВП. Но турпоток сначала из-за терактов, а затем и из-за пандемии COVID-19 начал падать, сократившись за время локдаунов с 2,9 млн. до 170 тыс. в год.
При этом власть возводила инфраструктурные объекты за кредиты, полученные от Китая. К сожалению, строительство не создало достаточного количества рабочих мест и не стало катализатором развития экономики.
Чтобы погасить кредиты, пришлось использовать валютные резервы. Их сокращение привело к инфляции. Добавились веерные отключения электроэнергии, перебои в закупке продовольствия, лекарств и горючего. Это и стало последней каплей, переполнившей чашу народного терпения.
Время выводов и решений
У официальной резиденции президента в Коломбо происходили постоянные сидячие протесты. 8 июля полиция ввела комендантский час, случилось это после применения слезоточивого газа и водометов против протестующих. А 9 июля толпа ворвалась в президентский дворец. Мятежники подожгли его и частный дом премьера.
В уличных акциях приняли участие около 100 тыс. человек. Несмотря на обещания выполнить требования демонстрантов, они отказались покидать президентский дворец и резиденцию премьера до их отставки. Около 39 человек, в том числе двое полицейских, были ранены и госпитализированы, сообщили Reuters источники в больницах.
Глава страны Готабая Раджапакса, как пишет Times of India, успел сбежать за несколько минут до атаки митингующих, и, по неофициальным данным, скрылся на военном корабле в акватории Шри-Ланки.
"Было принято решение попросить президента и премьер-министра уйти в отставку", - заявил один из местных депутатов.
Как сообщил спикер парламента Махинда Япа Абейвардена, президент заверил, что покинет пост 13 июля. Он также добавил: для мирной передачи власти важно, чтобы массовые протесты не переросли в беспорядки. Кроме того, ланкийских государственных служащих и общественность просили сохранять спокойствие для обеспечения деятельности страны.
Согласно конституции Шри-Ланки, для сложения с себя полномочий президент должен подать письмо спикеру парламента, который обязан заменять его в течение 30 дней после этого и возглавлять страну еще два года - до новых президентских выборов. Затем, в течение недели, нужно сформировать новое коалиционное правительство.
Но, по словам министра Прасанна Ранатунг, нового президента на Шри-Ланке планируют избрать уже в ближайшее время. После отставки Раджапакса (протесты уничтожили его династию, правившую страной два десятилетия) ожидаются следующие события: парламент будет созван 15 июля; номинации на пост президента будут приниматься 19 июля; президента изберут 20 июля.
Среди срочных экономических мер – попытки лидеров страны получить помощь от Индии и других стран, а также договориться о помощи с Международным валютным фондом.
Шри-ланкийский кейс крайне поучителен для любой развивающейся страны, в том числе и для Украины. Ведь первое, что сделал новоиспеченный президент в 2019 году - назначил родственников на госдолжности, включая пост премьер-министра (ее занял брат президента). В итоге, в стране расцвела коррупция.
Особенно актуальны эти уроки для нашей страны из-за того, что после войны нам предстоит вновь отстраивать разрушенную экономику.
"Сейчас, когда в Украине некоторые политики и эксперты-популисты обещают простые и приятные экономические псевдорешения, нужно помнить историю Шри-Ланки. Такие советы и желание им следовать представляют не меньшую угрозу для страны, чем оккупантские ракеты", - считает Я. Железняк.
Вместе с тем, кризис в Шри-Ланке частично является отголоском войны в Украине. 11 июля госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что одним из факторов беспорядков в Шри-Ланке, вероятно, стала блокада украинских портов РФ. И он опасается, что это может повториться и в других местах. Глава Госдепа отметил, что даже такие сельскохозяйственные страны, как Таиланд, испытывают влияние блокады.
"Мы наблюдаем проявления влияния российской агрессии везде. Она могла повлиять на ситуацию в Шри-Ланке, но мы озабочены последствиями по всему миру", — сказал Блинкен журналистам в Таиланде.
Ирина Носальская