Освобождение ЗАЭС: большая проблема при деоккупации Юга
МАГАТЭ и ООН должны помочь Украине очистить от врагов Запорожскую атомную электростанцию. ЗАЭС была захвачена 4 марта.
Неспокойная жизнь станции
Запорожская АЭС – крупнейший энергетический объект в Европе. На станцию, расположенную на берегу Каховского водохранилища близ Энергодара, приходится почти половина атомной генерации Украины.
ЗАЭС была захвачена 4 марта. Тогда россияне обстреливали ее, попали в энергоблок, возник позже ликвидированный пожар.
Оккупанты превратили Запорожскую атомную в военную базу. На ее площадке разместили 500 солдат РФ, танки, Урал, бронетранспортеры, взрывчатку и оружие, а затем – РСЗО Смерч и Грады. Позже, по информации WSJ, враги установили противопехотные мины вдоль берегов водохранилища, охлаждающего шесть реакторов станции.
На ротационной основе там находились до 20 российских атомщиков, но скелет коллектива оставался украинским. Во время визита российских атомщиков на ЗАЭС в марте оккупанты заявили, что присоединяют станцию к Росатому. Сейчас большинство ее энергоблоков остановлено, однако в энергосистему Украины поступает электричество от нее.
В Антикризисном экспертном ядерном центре Украины раскрыли мотивы Росатома: россияне пытаются украсть используемые на станции технологии американского ядерного топлива Westinghouse.
30 мая была потеряна связь между МАГАТЭ и серверами по контролю ядерного материала ЗАЭС. 10 июня он был восстановлен, затем снова потерян и восстановлен.
Впоследствии Украина отказала в визите на ЗАЭС гендиректору Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ) Рафаэлю Мариано Гросси - до момента ее освобождения. Разгорелся скандал: в Энергоатоме обвинили Гросси в попытке легитимизировать пребывание оккупантов на станции и подчеркнули, что не приглашали на ЗАЭС и его.
Россияне пытались обвинить украинских атомщиков в хранении оружия на территории АЭС. Для этого они подвергли пыткам сотрудников станции, требуя осушить охлаждающие бассейны. В результате пыток в Энергодаре скончался водолаз ЗАЭС Андрей Гончарук.
Провокации захватчиков продолжались. В помещениях с ограниченным доступом они снимали ролики об "успешной работе" станции, для чего туда привезли российского блоггера-пропагандиста. Затем, уже в июле, с территории ЗАЭС оккупанты обстреляли ракетными комплексами Никополь. Несмотря на сопротивление украинцев (18 июля на станции были ранены девять оккупантов), враги продолжали свирепствовать: проникли в радиационную зону одного из блоков, занимались похищением работников.
А 21 июля мэр Энергодара Дмитрий Орлов сообщил, что в машинном зале первого энергоблока оккупанты разместили 14 единиц тяжелой техники. Это сделало невозможным доступ туда специализированных пожарных машин.
"Если же пожар произойдет, например,из-за случайной детонации боекомплекта, то его масштабы могут быть равны тому, который произошел во время аварии на ЧАЭС", - подчеркнул Д. Орлов.
Нужна помощь мира
Президент Центра глобалистики Стратегия ХХІ, эксперт по вопросам энергетики Михаил Гончар отмечает, что у европейцев до сих пор нет должного уровня осознания и реагирования на провокации оккупантов на ЗАЭС.
"Очевидно, работает российская пропаганда - с тем, чтобы нейтрализовать шаги украинской стороны, когда мы говорим, что здесь необходимо вмешательство на уровне международных организаций. И что территория ЗАЭС и прилегающая тридцатикилометровая зона должны быть демилитаризованы, - говорит он. - Там не должно быть российских войск, вместо этого, какая-то специальная миссия ООН".
По словам специалиста, освобождение станции должно произойти за счет международных усилий. Необходимо создание безопасных условий для ее эксплуатации или, по крайней мере, остановки - чтобы она не представляла угрозы на период, пока не завершатся боевые действия на Юге.
"Россия в присущей ей манере (думаю, она еще покажет себя в ближайшие месяцы) будет заниматься тем, что было с самого начала - то есть ядерным шантажом. Ведь когда началось вторжение 24 февраля, одним из мотивов РФ была попытка найти доказательства, что Украина ведет поиск ядерной или какой-то "грязной" бомбы, используя ядерные материалы на энергоблоках украинских атомных электростанций, - подчеркнул он. - Хотя последнее выглядит абсурдно: то топливо, которое есть на АЭС, использовать сразу для производства ядерного оружия просто невозможно".
Эксперт по ядерной энергетике Ольга Кошарна напомнила: еще в марте премьер-министр Дмитрий Шмигаль обращался к ООН и МАГАТЭ, чтобы создать демилитаризованную зону в радиусе 30 км вокруг всех четырех украинских АЭС. Когда Украину посетил президент МАГАТЭ, он также говорил об этом. В июне Министерство иностранных дел Украины заявило о поиске путей для решения этого вопроса.
"Но, как я вижу, у МАГАТЭ нет никаких инструментов. Они не могут повлиять. Кроме глубокой обеспокоенности, ничего не могут сделать", - подчеркнула она в комментарии журналистам.
По словам А. Кошарной, поскольку РФ является постоянным членом Совбеза ООН, направлять письма с просьбой о мандате для "голубыхкасок" и МАГАТЭ не имеет смысла из-за возможного вето. Следовательно, Генассамблея ООН должна принять соответствующую резолюцию.
"Но для того, чтобы такой механизм заработал, Украине необходимо предпринять какие-то действия. Это лучше знает МИД. Я вижу единственное - это получить мандат для "голубых касок" и зайти на все наши АЭС вместе со специалистами МАГАТЭ", - резюмировала она.
Заметим, Россию могут признать государством-спонсором терроризма и исключить из Совбеза, что значительно облегчило бы, в частности, и освобождение ЗАЭС.
Вместе с тем, военный эксперт Олег Жданов считает, что станцию могут освободить уже осенью и без боев. И подчеркивает: ЗАЭС рассчитана даже на ядерную войну, поэтому обычным оружием уничтожить ее крайне сложно.
"Реактор, работающий в нормальном состоянии, имеет кучу блокировок и защиты. Первое, что делает реактор - блокирует активную зону и гасит ее, охлаждается. Перезапуск реактора - это потом огромная проблема. В любом случае, даже если возникает внештатная ситуация, срабатывает система, которая гасит реактор", - объяснил он.
В Минобороны уже сообщили: даже если возникнет возможность отбить ЗАЭС при контрнаступлении на Юге, штурмовать ее военные не будут. Единственный возможный выход – окружить станцию, захватить близлежащие населенные пункты и потребовать от оккупантов покинуть Запорожскую атомную.
Ирина Носальская