Коррупция в Украине: почему война ее не уничтожила
Международные партнеры единогласно трубят: Украина должна избавиться от коррупции. Однако она так сильно въелась в отечественный госаппарат, что и война не "помогает".
Воровство под знаком войны
Коррупция в Украине - явление не новое. Однако в войну это понятие стало специфическим. С одной стороны, она "не на часі", с другой - в военное время коррупция убивает, и это настоящие убийства, а не художественное сравнение. В Верховной раде даже хотели приравнять коррупционные действия к госизмене. Однако пока дело до этого не дошло.
Что касается довоенных показателей, то самой свежей является статистика за 2021 год, опубликованная 25 января 2022 года. Как свидетельствуют данные Индекса восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index - CPI), Украина за год ухудшила свой показатель с 33 до 32 баллов. Индекс - от 0 (очень высокий уровень коррупции) до 100 (крайне низкий уровень коррупции).
Таким образом, Украина заняла в рейтинге 122 место, разделившееся с африканской Эсватиной (Свазиленд). В 2020 году Украина была на пять ступенек выше и занимала 117 место в рейтинге, в котором представлены 180 стран.
Индекс Украины в 2021 году ухудшился, в частности, из-за решения Конституционного Суда от 27 октября 2020 года, которым он освободил от ответственности за недостоверное декларирование чиновников, чиновников и судей.
Но даже в войну году коррупционеры никуда не делись. Для некоторых украинских чиновников она уже закончилась, а может даже и не начиналась, пишет Олег Дунда, народный депутат Украины IX созыва.
"В СМИ и соцсетях появились сообщения о возрождении старых схем "распила" бюджетных средств, продаже "гуманитарки", откатах на таможне. Коррупционеры на войне хуже мародеров. Ведь выбирая свой кошелек, они фактически работают на стороне агрессора", - пишет Олег Дунда.
Впрочем, антикоррупционные органы Украины не прекратили своей работы во время войны, говорит Андрей Боровик, исполнительный директор Transparency International Ukraine. Он сообщает, что за 100 дней войны якобы продолжали расследоваться уголовные дела и задерживаться коррупционеры. Но наиболее остро сейчас возникла проблема отсутствия руководства. Из пяти глав антикоррупционных органов четыре - это исполняющие обязанности.
"В то же время, и это важно, если процесс отбора не возобновится в том же НАБУ и Специализированной прокуратуре и не будут избраны независимые и профессиональные руководители, то достижения всей антикоррупционной реформы окажутся под угрозой. А их критически важно сохранить и преумножить после победы", - считает Андрей Боровик.
К слову, скоро для антикоррупционных органов будет много работы. Как метко пишет Олег Дунда, Украину после победы может ожидать миллиардное западное финансирование возрождения экономики и инфраструктуры. А при слове "финансирование" в самой плохой части госаппарата появляется нездоровый блеск в глазах и новые оффшорные счета.
При этом, наивно надеяться на то, что после 24 февраля коррупционеры в госаппарате резко перестанут ими быть, пишет в СМИ Иван Лахтионов, директор Программы инновационных проектов Transparency International Ukraine. Он отмечает, что сейчас у Украины есть кредит доверия от международных партнеров, однако он может испариться при виде хищений средств на восстановление Украины.
"Процесс восстановления должен быть четким, прозрачным и обоснованным на всех этапах. Мы должны гарантировать эффективность использования каждой копейки. Это ответственность не только перед теми, кто предлагает эти деньги, но и перед теми, кому они должны быть назначены. Теми, кто больше всего пострадал от войны", - пишет Иван Лахтионов.
Пропадет ли коррупция в будущем
В теории разговоры о прозрачности звучат хорошо, однако на практике воплотить это сложно. И причин этому немало. Например, разрушенный государственный аппарат, говорит политический и экономический эксперт Всеволод Степанюк.
"Госслужба - это когда человек уверен в завтрашнем дне, что он будет работать и сегодня, и завтра, и послезавтра. Помимо зарплаты, у него от государства есть соцпакет. Так во Франции, Германии, США, но почему-то не в Украине. А пока у нас госслужащий - временщик на контракте, то это и порождает коррупцию. Плюс у нас фактически невозможно попасть на какую-либо должность, если ты "ничей". То есть, политические назначения министров тянут за собой политические назначения всего персонала", - говорит эксперт.
По мнению Всеволода Степанюка, коррупция в Украине в таком виде, как сейчас, зародилась еще в 90-е. Тогда процветала незаконная приватизация и воровство на самых высоких властных уровнях. Эксперт подчеркивает: именно в те времена был уничтожен моральный ограничитель, который не позволял впутываться в коррупционные схемы.
"К коррупции привело отсутствие таких понятий как профилактика преступлений, неотвратимость наказания. Также после 90-х у многих сложилось мнение: почему остальным можно, а мне - нельзя. Тотальная несправедливость и плевание на закон являются источниками коррупции", - уверен эксперт.
Кроме того, к коррупции иногда подталкивает сам закон Украины, и без его изменения невозможно побороть коррупционные схемы, говорит адвокат Ростислав Кравец.
"Законодательство построено таким образом, что любые действия чиновника можно рассматривать, как коррупцию. Поэтому вопрос даже не в том, победим ли мы коррупцию и добьемся чего-то. Мы уже увидели работу антикоррупционных органов, фактически, отсутствующих, притом, что их хорошо финансировали и давали все возможности работать. Поэтому сейчас нужно изменить подход к вопросу коррупции и сделать законодательство таким образом, чтобы люди его не нарушали. А у нас наоборот - законодательство построено таким образом, чтобы люди его нарушали", - говорит эксперт.
При разговоре о коррупции есть мнение, что при соблюдении законов она исчезнет. Однако, как отмечает Ростислав Кравец, многих положений придерживаться невозможно. А даже если их соблюдать, то это еще больше вредит экономике.
"В ближайшее время я не ожидаю каких-то улучшений. Не только потому, что кто-то будет коррупционером или красть. Дело в том, что законодательство построено таким образом, чтобы постоянно были коррупционеры и люди, которые зарабатывают на борьбе с этой коррупцией", - считает юрист.
Валерия Шипуля