Бюджет войны: В приоритете - победа
Кабмин утвердил проект бюджета на 2023 год. Деньги пойдут в первую очередь на войну и победу, но власти уверяют: социальные выплаты будут сохранены.
Немного цифр
Впервые за всю историю страны в приоритете - оборона. На нее планируют выделить около половины суммарных расходов. Вторым по объему финансирования (и впервые – не самым главным пунктом расходов) указываются социальные нужды граждан.
В то же время сокращены многие расходы бюджета. К примеру, значительно урезаны расходы на содержание органов власти.
Рекордным является прогнозируемый дефицит, который составляет более 50% от необходимой суммы затрат. Закрывать финансовые дыры предполагается преимущественно за счет внешних заимствований (94% дефицита покрываются внешними ссудами).
Из важного: номинальный ВВП в 2023 году прогнозируют 6 399 млрд грн (с реальным ростом +4,6%), инфляция (декабрь к декабрю 2023) - 30%, средняя заработная плата 18 508 грн, обменный курс: средний за период 42,2 грн/доллар, на конец периода 50 грн/доллар.
В свою очередь, с 1 января минимальная заработная плата будет составлять 6,7 тыс. грн, а прожиточный минимум — 2,6 тыс. грн.
Нардеп Ярослав Железняк написал, бюджеты каких министерств и ведомств вырастут больше всего:
Кроме того, возрастут бюджеты СБУ (+4%), Минфина (+3%) и МВД (+2%). Остальные уменьшатся.
АнтиТОП-5, чьи бюджеты уменьшатся больше всего:
Премьер-министр Денис Шмыгаль так охарактеризовал новый бюджет.
"Бюджет 2023 года - это бюджет для победы. Уже сейчас мы честно говорим обществу, что год будет непростым. Война - это дорого, это очень дорого. В бюджете, который мы подаем, есть один главный приоритет - оборона и безопасность нашей страны. 1 триллион 136 миллиардов гривен, или почти 50% всего бюджета, будет направлено именно на сектор безопасности и обороны. Это зарплаты военных, это обеспечение армии, ремонт и закупка техники и оружия и еще много других важных для обороны вещей", - сказал он.
Что говорят эксперты
Бюджет будет таким же, как и в этом году, когда финансируются только защищенные расходы, отмечает инвестиционный банкир Сергей Фурса.
"Финансируется социалка за счет наших западных партнеров и финансируется армия за счет налогов и Нацбанка. Здесь искать особенно чего-то не нужно. Мы сейчас в такой ситуации, когда пространства для маневра просто физически нет. Социальная сфера финансируется в этом году и будет финансироваться в следующем. Это все делается на средства наших западных партнеров", - заявил он.
Что же касается увеличенного расхода на армию, то это - вынужденная мера. Без нее мы не можем ни воевать, ни выживать, отмечает в эфире телемарафона нардеп, член комитета по вопросам бюджета Валерий Гнатенко. Однако о "социалке" тоже не забыли.
"Все социальные стандарты выдержаны, по некоторым направлениям они даже пошли в сторону повышения. Пенсии, которые должны ежегодно индексироваться - они уже заложены на индексацию на следующий год. Я думаю, что мы получим немного увеличенные пенсии, а также минимальная зарплата, которая у нас была 6500, станет 6700 гривен в следующем году", - отметил нардеп.
Бюджет на 2023 год - это бюджет воюющей страны, сходятся во мнении эксперты. 45% расходов на оборону - это вполне нормально для Украины, страдающей от масштабной военной агрессии, отмечает в СМИ Андрей Новак, председатель Комитета экономистов Украины.
"Несколько настораживает оптимистический прогноз о росте ВВП, заложенный в бюджете. Если активная фаза войны затянется на один, два, а то и три квартала следующего года, в этих условиях говорить о росте ВВП будет очень сложно", - говорит он.
Кроме "социалки", украинцев традиционно волнует курс гривны к доллару. По мнению Олега Гетмана, экономиста и специалиста Экономической экспертной платформы, курс на уровне 42 гривен даже несколько завышен.
"Заложенный курс на 2023 год выглядит как разумный коридор для курса, который будет колебаться в пределах от 39 до 45 гривен. Я бы сказал, что доллар на уровне 42 гривен даже выглядит несколько завышенным, ведь сейчас у нас есть условно 36 гривны за доллар, в обменниках 40—41 гривен. Думаю, что где-то в конце года доллар поднимется с 36 до 40 гривен, чтобы поглотить образовавшуюся разницу. А в течение следующего года он может подняться еще на несколько гривен, но вряд ли больше, чем до 43-44 гривен. Потому 42 гривны выглядит как сбалансированный среднегодовой курс", - рассказал он в СМИ.
В свою очередь, ожиданиями для курса валют поделился министр финансов Украины Сергей Марченко. В интервью для Общественного он рассказал, в каком случае курс "перевалит" за отметку в 50 гривен.
"Если мы отвоевываем территории, то у нас, наоборот, сценарии положительные. Негативные – это когда у нас заблокированы порты, мы ничего не можем экспортировать, теряем инфраструктуру и так далее. Если мы постепенно идем к победе, не вижу риска, что будет существенная девальвация гривны. Это при том, что мы должны обеспечить внешние источники финансирования бюджета. Я хочу, чтобы вы поняли, что дефицит в таком объеме сложно профинансировать. Это колоссальный труд людей, которые к этому привлечены", - рассказал он.
Откуда брать деньги
Главный вопрос - как покрыть дефицит бюджета. Напомним, что в проекте бюджета он составляет 3 миллиарда долларов или 1,29 триллиона гривен в год. По мнению Гетмана, весь дефицит бюджета будет покрываться внешней поддержкой, на которую нас следует рассчитывать.
"Украинское правительство рассчитывает взять эти средства либо грантами, либо сверхдешевыми кредитами и другой макрофинансовой поддержкой. Все это рассчитывается на внешнюю поддержку, и немного на внутренних кредиторов путем механизмов военных облигаций", – замечает Олег Гетман.
В свою очередь, Марченко рассказал о макрофинансовой помощи от МВФ и ЕС.
"Было решение Еврокомиссии, затем Европарламента о выделении 5 млрд евро макрофинансовой помощи. Это деньги, на которые мы рассчитываем в этом году. Также мы ожидаем дополнительно 3 млрд. евро от Евросоюза еще до конца этого года.
Со стороны МВФ мы ведем переговоры о создании новой программы. Если у нас она будет, это позволит нам привлечь средства других доноров и инвесторов. Им будет легче общаться с нами, потому что они понимают, что МВФ уже с нами", - убежден Марченко.
Валерия Шипуля