Реабилитация "грязного" топлива: почему уголь стремительно растет в цене
Раньше Украина ежегодно экспортировала уголь на миллионы долларов. Но сейчас продажа за границу "черного золота" – под запретом. Почему для нас стал таким важным этот топливный ресурс?
Энергетический фронт
Готовясь к отопительному сезону, мы накопили значительные запасы угля.
"В целом в Украине находится 2,2 млн тонн угля. Это самые большие запасы за последние годы", - отметил премьер-министр Денис Шмыгаль.
Министр энергетики Герман Галущенко обратил внимание на то, что после 24 февраля четверть государственных шахт оказались на временно оккупированной территории.
"Учитывая агрессию России, в том числе и на энергетическом фронте, в ближайшие два года мы должны рассчитывать исключительно на собственную добычу угля", - заявил министр.
По его словам, сейчас первоочередной задачей является обеспечение постоянной добычи угля, выплаты задолженных зарплат шахтерам (сумма долга - миллионы гривен) и вопросы их безопасности. Создание стратегических запасов угля - одна из приоритетных задач для прохождения осенне-зимнего периода. Утвержденный план предусматривает доведение их до уровня свыше 2,5 млн. тонн, на что выделено из госбюджета 2,5 млрд. грн.
Между тем, Кабмин в сентябре принял постановление, предусматривающее внесение коксующегося угля в перечень товаров, экспорт которых запрещен. В правительстве объясняют, что это решение было принято с целью обеспечения надлежащей подготовки и прохождения отопительного сезона, в частности, для накопления достаточных запасов топлива для тепловой генерации. И для предотвращения злоупотреблений и манипуляций с качеством угля, который может быть использован для работы тепловой генерации во время отопительного сезона, а вместо этого может быть отправлен на экспорт. Ведь госстандарты позволяют использовать коксующийся уголь в составе топливных смесей для ТЭС, ТЭЦ и котельных. Поэтому угольный кокс может рассматриваться как составляющая топливного баланса для тепловой генерации в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду 2022-2023. Напомним, что в июне этого года по инициативе Минэнерго правительственным постановлением был введен запрет на экспорт природного газа украинского происхождения, мазута и угля (кроме коксующегося).
"Этой зимой из-за полномасштабного вторжения россиян ориентация на уголь - одна из возможностей избежать энергетической катастрофы, - отмечает народный депутат Виктория Гриб. - В таких обстоятельствах важно не только рассчитаться с долгами, но и начать наконец-то вкладывать средства в закладку новых лав и техническое перевооружение шахт".
Она объясняет, что если до 24 февраля Украина могла поставлять уголь через порты, то сегодня мы можем рассчитывать исключительно на собственную добычу, которая будет расти пропорционально к освобождению оккупированных территорий. Ближайшие соседи вряд ли помогут. К примеру, Польша и сама имеет огромный дефицит угля. Поэтому накануне отопительного сезона вопрос поддержки угольной отрасли должен быть в списке наиболее приоритетных.
"Цены на уголь в Европе снова на рекордно высоком уровне. В Роттердаме сегодня тонна угля - 373 доллара! Это почти 14 тыс. гривен по нынешнему курсу. Украинские шахтеры вынуждены продавать уголь из государственных шахт по цене 3 500 грн за тонну, а то и меньше. То есть в 4 раза дешевле рыночной стоимости! Если бы отечественные шахты получали хоть примерно столько, сколько объективно стоит уголь, у нас никогда не было бы проблем с недофинансированием государственных шахт, зарплатными долгами и сокращением добычи", - считает председатель Независимого профсоюза горняков Украина Михаил Волынец.
К слову, пополнять запасы угля нам помогает Австралия, еще в начале марта этого года пообещавшая безвозмездно предоставить не менее 70 тыс. тонн угля. На украинские ТЭС уже прибыли первые 39 вагонов австралийского угля. А Украина рассмотрит по просьбе польской стороны возможность открытия квоты на экспорт 100 тысяч тонн угля в Польшу.
Фишка отопительного сезона
Вообще-то в мире уголь признан самым "грязным" топливом, и от него уже пытаются отказаться. В последнее время, как сообщает The Economist, его использование в мире значительно уменьшилось. Америка и Европа постепенно сокращали его потребление, а некоторые банки даже заявили, что больше не будут финансировать новые шахты. В прошлом году во время климатического саммита страны согласились сократить использование "грязного" топлива. Даже Индия и Китай, крупнейшие его потребители, подписались под этой резолюцией. ООН же поспешила заявить, что использование угля постепенно "становится историей". Но это только слова. Реалии же таковы, что в прошлом году количество электроэнергии, полученной с помощью угля, было самым большим в истории. Соответственно, выбросы парникового газа от угля достигли рекордных 15,3 млрд. тонн, что составляет более 40% общих мировых выбросов. В этом году цены на уголь подскочили к рекордным показателям.
Война в Украине продолжила реабилитацию угля, ставшего в мире удобным временным заменителем российского газа. Ведь сжигать угли проще, чем строить ветряные турбины или устанавливать солнечные панели. Даже с учетом системы возмещения углеродных выбросов в ЕС, по которой производители энергии должны оплачивать производство углерода, электростанции, работающие на угле, все равно дешевле тех, которые используют газ. И в европейских странах начинают открывать старые ТЭС, работавшие на угле. Правительство Британии, например, решило продолжить работу всех трех таких электростанций, которые планировали в этом году закрыть.
Впрочем, возрождение потребления угля в Европе, скорее всего, временное, ведь маловероятно, что инвесторы захотят вкладывать средства в угольную промышленность вместо того, чтобы финансировать возобновляемую энергетику. Однако под вопросом еще долго будут оставаться Индия и Китай – крупнейшие потребители угля в мире, которые в прошлом году использовали более 60% всего сожженного "черного золота". А в Индии еще планируется увеличение добычи угля за счет возобновления работы более чем 100 закрытых шахт.
Галина Гирак