Последствия войны для банковской системы
У украинских банков не хватает наличных, спрос на валюту вырос, заемщики массово ушли на каникулы, но стали лучше платить по кредитам.
В Украине наблюдается дефицит наличных денег, усилился спрос на иностранную валюту, заемщики поняли, что совсем не платить банкам по кредитам не получится и ушли на каникулы, что позволило повысить платежную дисциплину.
Дефицит наличности возник из-за проблем с логистикой
В последнее время клиенты банков жалуются на нехватку наличных денег. Дефицит возник из-за проблем с логистикой, связанных с началом войны России с Украиной.
“Основная причина – это война. Ранее логистика наличным долларом обеспечивалась самолетами через соответствующие коммерческие банки. Сейчас, в связи с войной, это происходит другим транспортом в гораздо меньшем объеме. Значительно выросли расходы на это, соответственно, выросла и стоимость логистики”, - сказал первый заместитель председателя Совета НБУ Василий Фурман.
Эта проблема уже решается. По словам В. Фурмана, НБУ продает банкам наличные доллары и евро. Вместе с тем центробанк способствует тому, чтобы коммерческие банки были более конкурентными на фоне небанковских финансовых учреждений, в частности обменников.
Также НБУ третий раз провел операции с системно важными банками по обмену наличной валюты на безналичную. На обмен НБУ предложил 100 млн долл. и 100 млн. евро. В операциях по обмену долларов США приняли участие 11 из 14 системно важных банков. Была востребована почти вся сумма. Наличная иностранная валюта поступит в кассы банков в ближайшие дни.
“Подкрепление НБУ касс банков наличной валютой не влияет на международные резервы Украины. В то же время, это помогает банкам удовлетворить спрос их клиентов на наличную валюту, пока не будут решены определенные логистические сложности при завозе банками наличной валюты из-за границы в условиях полномасштабной войны”, - говорят у регулятора.
Спрос на иностранную валюту увеличился
В Украине наблюдается рост спроса на валюту. Это происходит на фоне низких гривневых ставок и роста гривневой ликвидности в банковской системе. Все это чревато девальвацией гривны.
“Увеличение спреда между официальным и наличным курсом гривни в последние недели дополнительно свидетельствует о сохранении значительного девальвационного давления”, - предупреждают в НБУ.
Кроме того, валютный рынок все еще не сбалансирован. Интервенции НБУ по продаже валюты (значительное разовое целенаправленное воздействие НБУ на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путем продажи или закупки крупных партий иностранной валют. - Ред.), хоть и заметно уменьшились в последние месяцы, остаются значительными.
“При таких условиях НБУ должен и дальше принимать меры для снижения девальвационного давления и защиты международных резервов”, - заявили у регулятора.
В свою очередь девальвация отрицательно сказывается на инфляционных и курсовых ожиданиях. В то же время доходность депозитов, несмотря на повышение ставок, меньше уровня инфляции. Это стимулирует экспортеров и импортеров искать другие пути защиты сбережений, в частности, побуждает их покупать валюту и импортные товары. Как следствие, давление на гривну и международные резервы сохраняется.
Заемщики ушли на каникулы
В первые недели после начала войны многие заемщики кредитов у банков перестали платить платежи. Однако сейчас большинство из них поняли, что это не выход и что деньги все равно нужно возвращать, иначе кредитная история будет испорчена. Поэтому многие воспользовались опцией “кредитные каникулы”.
“Каникулы – это нормальный инструмент, чтобы посмотреть, как ситуация будет развиваться и как можно отреагировать. И это был момент для клиентов, увидевших, что жизнь стабилизируется, кредиты не исчезают и за них нужно платить. Плюс вопрос кредитной истории. Это важный аспект: война закончится, и кредитная история, то есть возможность дальше финансироваться, будет важной для физлиц”, – считает операционный директор Альфа-Банка Роберт Дзялак.
В некоторых банках половина клиентов ушла на каникулы. Возможность этого сделать позволила повысить платежную дисциплину заемщиков. Поэтому на сегодняшний день уровень кредитных платежей значительно вырос по сравнению с состоянием в начале войны.
“В марте было существенное падение платежной дисциплины, а уже начиная с апреля оно стабильно с каждым месяцем улучшается” – говорит директор департамента розничного массового кредитования Банка Кредит Днепр Аркадий Шидер.
В некоторых финучреждениях уплата долгов выросла до 80%, а по некоторым сегментам банковских услуг даже до 90%. Банкиры говорят, что лучше ликвидируют задолженность те клиенты, которые кроме кредита, имеют зарплатные карты в банках.
Некоторые клиенты погашают кредиты, даже находясь во временной оккупации.
“Летом кредитные каникулы закончились. И уже есть первая статистика, как клиенты вышли из этих каникул. Видим, что имеющие такую возможность пытаются погашать кредиты даже на оккупированных территориях”, – рассказал заместитель председателя правления ТАСкомбанка Артур Муравицкий.
Также возвращению средств в банки помогла реструктуризация. По словам банкиров, примерно 30% заемщиков воспользовались этой опцией.
“У нас примерно треть клиентов воспользовалась уже программами реструктуризации”, – заявил А. Муравицкий.
По его словам, программы реструктуризации и кредитные каникулы значительно облегчили клиентам “возможность выхода в нормальную платежную дисциплину, позволяющую сохранить свою кредитную историю.”
Банки могут потерять долю кредитного портфеля
Несмотря на то, что состояние банковской системы пока значительно лучше, чем в первые месяцы войны, эксперты говорят, что не менее 20% кредитного портфеля они могут потерять.
В то же время, учитывая тот факт, что война еще не закончена, этот показатель можно считать оптимистичным.
“Потери будут, наверное, не менее 20% портфеля. Но над этим еще нужно поработать, чтобы эти показатели не были больше”, – говорит А. Муравицкий.
Риски для портфелей растут, если банк был активен на востоке или юге страны.
“На временно оккупированных территориях и тех, где ведутся боевые действия, показатель потерь может достигать 20% портфеля. Более 4 млрд грн. ипотечного портфеля – только на территориях Херсонской, Харьковской, Запорожской, Луганской, Донецкой областей. И что вообще считать “повреждением имущества”? Одна ситуация, когда у человека выбита дверь и определенный беспорядок, который нужно ремонтировать. А другая ситуация, когда у здания есть капитальные повреждения. И с этим нам придется столкнуться и разобраться поподробнее. Но оптимистично хотелось бы верить, что это не будет больше 10%”, – говорит А. Шидер.
Экспертная оценка состояния банковской системы очень разная. Так, Александр Болтян, аналитик компании Esperio говорит, что денег у банков немного, ликвидности не хватает. Об этом свидетельствовали еще результаты стресс-тестов, опубликованных в начале 2022 г. Поэтому сейчас ожидания по сектору отрицательные. Если закроют один или два банка, это спровоцирует панику по всему сектору.
В свою очередь Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра считает, что банковская система в Украине уже давно работает лучше, чем в ЕС. Сейчас даже в условиях войны банки демонстрируют стрессоустойчивость. Всегда есть проблемы в любом бизнесе, и у банков они тоже есть, но они научились их решать.
Виктория Хаджирадева