Электроэнергия в обмен на газ: что мешает сотрудничеству Украины с ЕС
Украина достаточно успешно продает излишки собственной электроэнергии за границу, в том числе и в страны Евросоюза. В то же время страны ЕС могут помочь нам пройти отопительный сезон, поставляя газ.
Меняемся, чтобы согреться
Для успешного прохождения отопительного сезона Украине нужно закачать в подземные газовые хранилища 19 миллиардов кубометров голубого топлива. Как сообщил 22 сентября министр развития общин и территорий Украины Алексей Чернышев, по состоянию на данный момент Украина уже закачала в свои "закрома" почти 14 млрд кубометров газа. Но отопительный сезон - уже практически на носу.
Выходом мог бы стать обмен нашей электроэнергии на газ из Европы. Эту идею еще в конце апреля изложил президент Украины Владимир Зеленский, ведь 16 марта украинская энергосистема официально присоединилась к энергосистеме ЕС.
"Греции, кому еще может не хватать электрической энергии, наша генерация очень поможет. Пока есть технические сложности из-за того, что у нас война - мы не можем развиваться и предоставить эти возможности многим странам. Но и Молдове, и Румынии, другим странам мы поможем с этим, - отметил тогда президент. - Нам нужно торговать, экспортировать. Электрическая энергия нам поможет. Мы с радостью будем предоставлять возможность не зависеть от России и давать электроэнергию, и на взаимных дружеских отношениях можем получать тот недостаточный для нас объем газа из Европы. Давать электроэнергию, а получать газ. Такие вещи планируются".
28 июня в пресс-службе НЭК Укрэнерго сообщили, что Европейская энергосистема ENTSO-E (сеть операторов систем передачи электроэнергии, объединяющая 35 стран) согласовала экспорт украинской электроэнергии в ЕС с 30 июня 2022 года с начальным объемом 100 МВт. Операторы ENTSO-E признали, что Укрэнерго вместе с операторами Румынии, Словакии и Венгрии выполнили все необходимые технические предпосылки.
Как указал тогда эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, экспорт украинской электроэнергии начинался медленно.
"Объем поставок - 100 МВт, он невелик. Нельзя сказать, что это - прорыв, позволяющий обеспечивать значительное количество потребителей Румынии или Польши", - пояснил он.
Цену должна устанавливать компания Энергоатом, однако у властей были намерения создать отдельную компанию для экспорта электроэнергии в европейскую энергосистему.
"Есть потенциал и можно говорить и о 20 млрд кВт/ч электроэнергии. Наша цена более чем в три раза дешевле. Поэтому, мне кажется, стоит смотреть на этот вопрос не просто с позиции, что Украина продает электроэнергию и ее поддерживает Евросоюз. Вопрос цены должен быть более актуализированным, цена должна быть выше. Конечно, речь идет не о 300 евро, но мы могли бы претендовать на 200 евро или немного больше", - отметил Ю. Корольчук.
Энергетическое сотрудничество постепенно развивалось. Как заявил в июле министр энергетики Украины Герман Галущенко, Украина готова поставить в страны Евросоюза 1,5 гигаватт электроэнергии, заместив таким образом около 5 миллиардов кубометров газа.
Ближе к осени в этой области стали ощутимы более заметные успехи. В целом Украина может получить до конца года 1,5 млрд евро от экспорта электроэнергии, - сообщила 21 сентября в телеэфире советник министра энергетики Лана Зеркаль.
И за первые две недели сентября установлен торговый рекорд - 131 млн долларов по продаже украинской электроэнергии за границу. В целом, с 30 июня по 18 сентября НЭК Укрэнерго на аукционах продало доступ к межгосударственным электросетям более чем на 4,1 млрд грн.
Вредные недоброжелатели
К сожалению, по словам Ланы Зеркаль, хотя Украина в этом году начала транспортировать электроэнергию в ЕС, но это не происходит в достаточном количестве: мы хотели бы поставлять уже 800 мегаватт электроэнергии и получать за это соответствующую плату. Сейчас нас ограничивают пока 300-ми.
"Это действительно досадно, но для нас основное - это не упустить эту возможность из-за внутренних проблем. Обеспечить все так, чтобы наша домашняя задача по ремонту всей генерирующей мощности была выполнена", - отметила Л. Зеркаль.
Она также подчеркнула, что у Украины есть определенные препятствия по поставкам электроэнергии. Вышеупомянутая организация ENTSO-E тщательно отслеживает, чтобы работа сетей была надлежащей, и все работало как швейцарские часы. Но есть еще одна рабочая группа, возглавляемая венграми.
"Они отслеживают возможные влияния на объемы рынка, как украинский экспорт может влиять на него. И не спешат подтверждать наши расчеты. Они говорят даже о том, что не нужно спешить, потому что не запустили еще всю систему, не проверили. Они медлят с принятием решений. Мы не думаем, что это совпадение, - подчеркнула советник министра энергетики. - В то же время эта техническая структура, занимающаяся вопросами, не связанными с политикой, уменьшила нам минимальную возможность, потому что венгерский оператор не посчитал цифры, которые мы предоставили. Они просто должны их подтвердить".
Тем не менее, для нас важно и дальше демонстрировать энергетическую солидарность с ЕС: это позволит поддерживать должную "температуру" санкций и, соответственно, давление на агрессора. Кроме того, экспорт электроэнергии дает дополнительные валютные поступления, которые сдерживают инфляцию национальной валюты, - констатирует эксперт Центра Разумкова Максим Белявский.
"Есть также техническая причина сохранения экспорта электроэнергии, которая заключается в необходимости продолжения синхронизации энергосистемы Украины с ЕС из-за расширения квот на экспорт/импорт электроэнергии. От трансграничных мощностей зависит и уровень аварийной помощи в случае внештатной ситуации", - добавил он.
Внутренние камни преткновения
Интеграция Украины в европейский энергорынок может остановиться, поскольку он работает по четким регуляторным правилам: недискриминационность, пропорциональность, прозрачность и последовательность.
"На данном этапе нам крайне важно сделать ревизию регуляторных подходов по отношению к энергорынку Украины и в случае выявления искажений, - откалибровать в соответствии с лучшими практиками ЕС, - говорит М. Белявский. - То есть, участники энергорынков, как в Украине, так и в ЕС, должны говорить на одном языке и не упираться в искусственные ограничения или чувствовать на себе дискриминационные условия - это очень важный нюанс, прежде всего в процессе послевоенного восстановления. Каждый день промедления - это недополученная гривна инвестиций, поэтому важно, чтобы модель отечественного энергорынка и, в частности, механизм экспорта электроэнергии была максимально прозрачной и недеформированной".
Проблемы, которые могут помешать дальнейшей интеграции Украины в энергорынок ЕС, традиционны для Украины. Это коррупция и зарегулированность рынка и потеря его финансовой ликвидности как результат последнего фактора. И сейчас существуют попытки откорректировать финансовые потоки на энергорынке из-за предоставления преференций отдельным трейдерам, отмены подходов RAB-регулирования, снижения зеленых тарифов, резюмирует М. Белявский.
Ирина Носальская