Первая армия мародеров: из Херсона вывозят все
В СМИ все чаще попадает информация о беспрецедентном мародерстве в Херсоне. Россияне официально вывозят музейные артефакты, а неофициально - выломанные окна и стиральные машины.
Что происходит в Херсоне
Херсонский городской совет фиксирует случаи мародерства среди российских солдат. В первую очередь, задокументированы факты на деоккупированных территориях области. У местного населения оккупанты отбирали мопеды и автомобили с прицепами. Из магазинов вывозили терминалы и деньги, из домов крали все имущество, от посуды, ковров до бытовой техники и мебели. Что не удавалось унести, армия мародеров крушила и уничтожала.
Советник городского головы Херсона Роман Головня рассказал о масштабах бедствия.
"В Херсоне происходит мародерство нереальных масштабов. Россияне вывозят из города практически все – от металлопластиковых окон, офисных стульев, холодильного оборудования, телекоммуникационного оборудования до памятников архитектуры и музейных, религиозных экспонатов. Россияне вывозят медицинское оборудование", – подчеркнул Головня.
Первый заместитель председателя Херсонского облсовета Юрий Соболевский рассказал Радио Свобода, что российские военные, кроме имущества государственных и коммунальных предприятий, вывозят также вещи, принадлежащие частному бизнесу.
"Понятно, что у них нет возможности за короткий срок вывезти все, что представляет материальную ценность для них, но работают они с пролетарским масштабом. Вывозят имущество коммунальных, государственных предприятий, грабят частные предприятия. Есть случаи, когда они грабят жилье людей, выехавших временно из Херсонщины. То есть, когда они знают, что нет свидетелей и никто не будет сопротивляться, они также выламывают двери, находят все, что может иметь какую-то ценность", – утверждает заместитель председателя облсовета.
Он убежден, что крупные объекты российские оккупанты разграбляют по приказам своих командиров.
"Они в первую очередь занимаются более глобальными объектами, но нужно понимать, кто там есть сегодня. Вот именно об личном составе этих "орков" (российских военных – ред.). Если у их командиров есть там приказы ограбить какие-то предприятия, коммунальные, государственные, то просто солдаты, они, когда имеют эту возможность, они же уничтожают и разграбляют все – от техники до личных вещей, которые бы при здравом уме никто не брал, но они, как саранча, все берут", – говорит Соболевский.
Оккупанты не брезгуют и циничными кражами. В частности, как отметил народный депутат Украины глава комитета по вопросам информационной и гуманитарной политики Никита Потураев, из Херсона вывозят медицинское оборудование, предназначенное для лечения онкологических больных.
"Это нам с вами кажется, что красть оборудование у онкологических больных — это что-то чудовищное. А для них нет разницы — украсть плойку, украсть утюг, украсть комбайны. Они начали с того, что украли из Херсонской и Запорожской области комбайны и другую сельскохозяйственную технику. Теперь они украли оборудование из диспансера. Ну, как это можно назвать? Это человеческое поведение? Нет, это какое-то абсолютно дикарское поведение. Дикари более цивилизованные и человечные люди, чем эти существа", — добавил Потураев в эфире телеканала Freedom.
О массовом мародерстве в рядах армии РФ иронично выразился и советник главы ОП Михаил Подоляк.
"Путин ожидает, что российские военные будут вгрызаться в Херсон зубами, чтобы вождь мог "сохранить лицо". Но они заняты: делят и вывозят награбленное в ожидании побега. Так бывает: когда мародерство становится частью системы, для дисциплины и боевого духа не остается места", - подчеркнул Михаил Подоляк.
Музеи и кости Потемкина
Не забывают агрессоры и о культурных и исторических ценностях. Два дня назад российские оккупанты ограбили художественный музей в Херсоне. Об этом Общественному сообщил краевед Сергей Дяченко.
Он рассказал, что в телеграмме очевидцы выставили видео, на котором видно, что у ворот музея стоит фура. Позже это видео у себя на странице Facebook выставил журналист Иван Антипенко.
"Россияне грабят Херсонский областной художественный музей ", - написал он.
Серий Дяченко говорит, что другого места кроме того, что на видео, для загрузки музейных ценностей на самом деле нет.
"Имеем приказ оккупационных властей о вывозе музеев, архивов и уличных скульптур. Мы знаем, что скульптуры вывезли, и архивы вывезли. Но музейные ценности, особенно понятными и легкими для вывоза являются именно коллекции художественного музея — значительно ценнее этих скульптур. Следовательно, никто не сомневается в том, что уникальные экспонаты музеев будут вывезены рано или поздно", - говорит Дяченко.
Сотрудники музея рассказали Общественному, что всех, кто оставался в заведении, две недели назад отправили домой и запретили выходить на работу. Там оставались только доверенные лица. Поэтому узнать, какие ценности и коллекции вывезли из музея российские оккупанты пока невозможно.
Россияне также вывезли из Херсона останки Григория Потемкина, хранившиеся в Екатерининском соборе, а также демонтировали памятник этому российскому князю, который считается основателем города. Перед этим с улиц пропали монументы императорским военачальникам Суворову и Ушакову.
"Этот мусор в виде бюстов, о которых заботятся оккупанты с коллаборантами, возвращать не стоит. Есть много украинских героев, которые прекрасно займут эти постаменты. Дошло даже до того, что коммунальный транспорт и специальную технику коммунальных предприятий оккупанты тоже вывезли из Херсона. Единственное, что троллейбусы оставили. А все остальное — и спецтехнику, и тракторы, и скорые помощи, транспорт для ремонта электросетей — это все абсолютно вывезено. Сейчас это находится в городе Скадовске", — рассказал советник главы Херсонской областной военной администрации (ОВА), депутат Херсонского облсовета Сергей Хлань.
Краевед из Херсона Андрей Лопушинский считает, что российские оккупационные силы вывозят памятники из города в пропагандистских целях.
"Я думаю, что исторической или художественной ценности для оккупантов эти памятники не представляют, но это для них может быть символом того, что они не зря покинули Херсон, там они хоть что-то спасли. То есть они потом скажут, что, вот видите, мы спасли памятник, а не просто сбежали из Херсона", – говорит краевед в комментарии Радио Свобода.
К слову, "эвакуация" останков Потемкина позабавила экспертов.
"Меня удивило тело Потемкина, я чего-то думал, что его там нет. Мне кажется, что наши краеведы все знают, что его там нет, потому что его оттуда подняли еще в начале XX века, но оккупанты почему-то уверены, что он там есть. Это было для меня самым смешным. А так все остальные пункты – это, конечно, наше культурное достояние, я, конечно, не имею в виду памятники Потемкину и Суворову, а я имею в виду библиотеки – там были в списке музеи. То есть то, что должно быть нашим, они решили унести", – подчеркнул Лопушинский.
Наконец, журналист Денис Казанский, посетивший в свое время освобожденные города и села Киевщины, рассказал Радио Свобода, к каким способам мародерства прибегает российская армия.
"На самом деле мародерство, совершаемое российской армией, российскими военными, можно условно разделить на два направления – это такое низовое, стихийное мародерство, когда просто сами российские солдаты грабят дома, воруют все, что они могут с собой просто вывезти. Другое дело, когда это более организованная история, российское командование, эти оккупационные администрации занимаются таким масштабным вывозом награбленного", – отметил журналист.
По его мнению, действия российских военных в Херсонской и Киевской областях отличаются.
"Мы наблюдаем в Херсонской области уже не такое мародерство, как в Киевской области, когда солдаты выходили и просто грабили людей. А такое уж более организовано именно российским государством и их гауляйтером. То есть они вывозят памятники, которые стояли на улицах Херсона, снимают их с постаментов и вывозят. А они называют это эвакуацией. Назовем вещи своими именами – это мародерство", – подчеркнул Казанский.
Валерия Шипуля