Project Syndicate: Долларовая зависимость Украины
Инфляция в Украине стремительно растет. К марту она достигла 26% в год и продолжает расти. Несмотря на то, что цены растут во всем мире, инфляция в Украине является экстремальной, вдвое превышающей уровень в соседней России. К удивлению, вместо того чтобы сдерживать инфляцию, центральный банк Украины ее провоцирует, пишет Андерс Аслунд в издании Project Syndicate.
Цены на Украине стали бесконтрольно повышаться с тех пор, как Юлия Тимошенко вернулась в декабре в качестве премьер-министра. Злобные наблюдатели обвиняют ее в популистских тратах на общественные нужды. Однако это ошибочное мнение. В действительности, ее правительство ужесточило бюджетные расходы как раз накануне Нового года. Так министр финансов Виктор Пинзеник отчитался, что профицит бюджета составил 0,6% от ВВП за первый квартал 2008 года.
Это неудивительно, так как доходы государства растут вместе с поднимающимися ценами, в то время как расходы в значительной мере остаются на том же уровне. В действительности же, правительство Тимошенко хорошенько потрудилось над финансовой ситуацией. Расходы государства, в общем, хорошо сбалансированы, и государственный долг составляет всего 11% от ВВП. Согласно Национальному банку Украины (НБУ), валютные запасы выросли и на сегодняшний день составляют 33 миллиарда долларов США.
Реальная причина инфляции на Украине заключается в национальной валюте - гривне, которая по-прежнему привязана к доллару США. Когда доллар обесценивается, как это происходит сегодня, слишком открытая экономика Украины начинает импортировать инфляцию. За последний год доллар по отношению к евро упал на 12%. К тому же евро во внешней торговле Украины занимает более существенное место, чем доллар.
МВФ неоднократно предупреждал Украину, что привязанность к доллару может привести к финансовому кризису в результате переоценки или недооценки, и на протяжении нескольких лет призывал Украину сделать обменный курс свободным. Однако НБУ отказался сделать это, сделав Украину, таким образом, последней страной в Центральной и Восточной Европе, которая привязала свою валюту к доллару.
Влиятельные промышленники Украины приветствовали низкий обменный курс, считая, что это сделает страну более конкурентоспособной. Они проигнорировали тот факт, что НБУ может контролировать только номинальную стоимость гривны. Однако затраты определяются реальной ревальвацией, которая составляет сумму изменений обменного курса и инфляции.
Привязанность к доллару также заставила НБУ следовать свободной денежной политике. Текущий уровень рефинансирования на Украине составляет 16% в год, на 10% меньше, чем уровень инфляции. Это означает, что на Украине отрицательная реальная процентная ставка составляет 10% в год. В результате накачки Украины деньгами, денежная масса M3 выросла за прошлый год на 52%, что говорит о том, что вскоре инфляция достигнет 30%.
Руководство НБУ понимает, что для сдерживания инфляции необходимо принимать меры, но остающаяся привязанность к доллару связывает им руки, так как это не позволяет значительно повысить процентные ставки. Вместо этого, они стали прибегать к строгим резервным требованиям, эффективно нормируя кредитование и, тем самым, приводя к сужению национального кредитного рынка в разгар международного финансового кризиса, который, вероятно, приведет некоторые банки среднего размера к банкротству в результате проблем с ликвидностью. Нормирование всегда хуже рынка.
Почему НБУ продолжает следовать своей непродуктивной политике? Одна из причин - это недостаток компетенции, однако, вероятно, решающую роль играют все же политики. НБУ подчиняется президенту Виктору Ющенко, который, несмотря на назначение Тимошенко премьер-министром, выглядит более заинтересованным в нанесении ей политического вреда, чем в обуздании инфляции.
Недостатки политики НБУ слишком очевидны, и он будет вынужден освободить обменный курс, однако, это может быть слишком поздно. Даже сегодня, в разгар инфляционного кризиса, НБУ не хочет действовать быстро, не справляясь с тисками разгоревшегося кризиса. НБУ нужно объявить о том, что он больше не придерживается цели удержать обменный курс и что он перестанет проводить интервенции, скупая доллары на рынке.
Если НБУ позволит варьироваться обменному курсу, вероятно, украинцы поменяют миллиарды долларов на гривны, поднимая обменный курс гривны. Это сдержит инфляцию на Украине, так как НБУ может ограничить снабжение деньгами посредством высоких процентных ставок, а не нормированием.
Остается мало времени. Великий экономист Руди Дорнбуш говорил, что как правило финансовый кризис начинается значительно позже, чем его ждут, однако впоследствии развивается значительно быстрее, чем того можно было ожидать. Украина стоит над финансовой пропастью.
Ющенко и НБУ все еще могут принять меры, однако если они не начнут действовать незамедлительно, может разразиться дорогостоящий и ненужный финансовый кризис. В качестве премьер-министра Тимошенко спасла страну от финансового дефолта в начале 2000 года. Благосостояние Украины не должно быть принесено в жертву политическим амбициям президента.