Стол переговоров или поле боя: каким будет место, где закончится война
По оценке многих экспертов, любые мирные переговоры между Украиной и Россией сейчас сомнительны, потому что Украина стремится вернуть утраченные с 1991 года территории, а Россия не собирается прекращать агрессивную войну.
Переговоры и переговорщики
Несмотря на это, желающих "помирить" Украину с РФ остается немало. В частности, появилась информация, что 4 декабря президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган планировал провести отдельные переговоры с президентом Украины Владимиром Зеленским и главой Кремля Владимиром Путиным. Об этом сообщил спикер турецкого президента Ибрагим Калин, пишет Hurriyet. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков также подтвердил разговор Путина с Эрдоганом 4 января, однако никаких конкретных результатов этих переговоров пока официально не обнародовано. В то же время Эрдоган две недели назад утверждал, что Анкара надеется добиться перемирия в Украине путем переговоров с обеими сторонами.
Ранее Эрдоган уже множество раз общался по телефону с Путиным, в последний раз - 11 декабря. Обсуждались региональные вопросы, в том числе энергетика, турецко-российские отношения, зерновой коридор и борьба с терроризмом, говорится в сообщении турецкого канала TRT Haber. По данным турецких СМИ, стороны тогда обсудили и реализацию зернового соглашения, благодаря которому осуществляется экспорт украинского продовольствия, блокировавшегося Россией.
Еще одним любителем поговорить с российским диктатором по телефону является, как известно, президент Франции Эмманюэль Макрон - он тоже постоянно пытается "мирить" стороны. В то же время, официальный представитель Совета национальной безопасности США при Белом доме Джон Кирби недавно в разговоре с CNN заявил, что решение о переговорах с Россией должен принимать в первую очередь Зеленский.
Однако политолог Владимир Фесенко отметил в эфире Фабрики новостей, что "в прошлом месяце назывались условия (по переговорам - ред.), которые выдвигались - кстати, условия Запада по отношению к России".
"К нам там тоже были определенные обращения, чтобы согласиться на определенные компромиссы. Не давление, а просьба - это большая разница", - уточнил он.
В то же время лучшей площадкой для мирных переговоров могла бы стать ООН. Однако ее состояние сейчас, вероятно, лучше всего описывается мемом "я могла бы работать в ООН, потому что постоянно обеспокоена и ничего не делаю". Однако 4 января генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш подтвердил готовность выступать посредником в "конфликте в Украине, если об этом попросят обе стороны". Об этом заявил журналистам спикер Гуттериша Стефан Дюжаррик.
"Мы говорили об этом с генеральным секретарем перед Новым годом, когда появились новости по этому поводу. Генеральный секретарь сказал ясно, что он всегда готов выступать посредником, если этого хотят обе стороны. Это в определенном смысле он мог бы сказать о любом конфликте во всем мире", - сказал Дюжаррик.
При этом известно, что Киев намерен провести мирный саммит ООН до конца февраля 2023 года. На нем Украина представит свой мирный план. Главой саммита должен стать именно Гутерриш. Вместе с тем, во время своего недавнего визита в США президент Украины Владимир Зеленский заявил в обращении к Конгрессу, что обсудил с Джо Байденом украинскую формулу мира, и американский лидер поддержал идею провести саммит мира.
Почва для окончания войны
Впрочем, правозащитник Марк Фейгин считает, что окончание войны зависит прежде всего от России - а, точнее, от ее способности уступить.
"Хотя там опций больше - потому что бывает, знаете, предложение, от которого нельзя отказаться. Я, например, не вижу у Москвы возможности до затяжной войны, несмотря на то, что говорится оттуда из Кремля, а также самим Путиным. Я таких возможностей не вижу. Мне кажется, что одного года для войны такой интенсивности и масштаба достаточно, чтобы достичь какого-то промежуточного результата, который позволит все это завершить", - предположил он в интервью Олесе Бацман.
По словам Фейгина, таким промежуточным результатом может являться деоккупация Украиной большой части своей территории.
"Возможно, это будет Запорожье, Мелитополь, выход к перешейку (Крымскому - ред.) или обстрел территории Крыма. Возможно, какой-то удар по Мариуполю. Но этого будет достаточно, чтобы перейти к фазе завершения войны. Потому что еще одно поражение российской элите будет перенести сложно: для них вообще теряется всякий смысл продолжать эту войну. Что же, снова все начинать - Херсон захватывать и Балаклею? Логика здесь такая: если будет потерян Мелитополь, а это один из важных городов, как и Бердянск и Мариуполь, потому что они с начала "СВО" вместе с Херсоном символизировали какой-то, хоть минимальный, но успех РФ, и можно было сказать, что хотя бы путепровод в Крым теперь есть - если они де-факто будут потеряны, то нельзя будет обосновать вообще уже больше ничего. Зачем тогда принесены в жертву десятки, а то и сотни тысяч жизней, чтобы вернуться в Крым и Донбасс? Это история, которую, на мой взгляд, абсолютно невозможно будет "продать". Поэтому я все-таки склоняюсь к мнению, что в 2023 году будет найдено какое-то решение", - отметил он.
При этом американский политолог Рамиз Юнус отмечает, что главное слово в решении вопроса, как закончится война, остается за Украиной.
"Сегодня главный "барометр" в этом вы, а не Соединенные Штаты, не Россия и не Китай. Вы уже в этом всех убедили. Ибо насколько твердо вы будете стоять - настолько больше с вами будут считаться. С вашей субъектностью, потому что до 24 февраля вы не были субъектом международной политики, а сейчас у вас на определенном уровне появилась субъектность, пока не на таком уровне, как у Китая или США, но уже появилась. С вами уже считаются, вы сидите за этим "карточным" столом, или за столом Совбеза ООН, - сказал эксперт в эфире телеканала Прямой. - Поэтому наполняйте эту форму вашей субъектности содержанием. И вы можете сделать это только на поле боя. Да, это зависит не только от вас, но и от ваших союзников. Но посмотрите, как они изменились за десять месяцев! Если вы хотите, чтобы они также изменялись и в 2023 году, вы должны эту свою субъектность увеличивать в информационной, дипломатической, политической плоскости. Это будет усиливать военно-техническую составляющую для генерала Залужного и его солдат, ВСУ, осуществляющих главную работу. Основа того, что должно произойти в мире, будет решаться на поле боя".
По словам главы украинского МИД Дмитрия Кулебы, "международный non-stop приносит конкретные результаты для укрепления Украины и нашей армии".
"Все силы мобилизованы на то, чтобы 2023 год стал победным для Украины. Работаем на это", - отметил он в своем Instagram.
Как добавил в эфире Фейгин.LIVE советник Офиса президента Алексей Арестович, суммируя 314-й день войны, "на нашей стороне правда, военная и финансовая помощь Запада".
"На весь год мы обеспечены поддержкой, сдаться мы не можем, поэтому будем воевать как воевали. Единственное, что заставляет Путина продолжать войну - желание отсрочить поражение и надежду на то, что мы сломаемся и пойдем на переговоры. Не сломаемся", - убежден он.
Ирина Носальская