Станет ли Украина мировой инвестиционной Меккой
Названы четыре локомотива украинского возрождения и источники, из которых будут финансировать восстановление страны после окончания войны с Россией.
Власти страны убеждены, что после окончания войны с Россией Украину ждет инвестиционный бум. Уже даже названы приоритетные отрасли, которые станут двигателями восстановления украинской экономики.
Будет ли инвестиционный бум после войны?
Первый вице-премьер Юлия Свириденко уверена, что после окончания войны Украину будет ждать инвестиционный бум.
По ее мнению, уже на следующий день после победы Украина станет своеобразной мировой инвестиционной Меккой. Компании, которые готовы инвестировать в Украину и локализовать производство, понимают, что фактически речь идет не только об украинском рынке, а о рынке ЕС, ведь Украина будет в Европейском Союзе. Именно частные международные инвестиции могут стать ядром для восстановления Украины.
Некоторые эксперты разделяют оптимизм власти, а некоторые – нет.
Так, Максим Орыщак, аналитик компании “Центр биржевых технологий” (ЦБТ) считает, что для Украины восстановление после войны и строительство разрушенных городов и районов может стать хорошим инвестиционным проектом.
В свою очередь Иван Никитченко, директор Crane IP Law Firm задается логичным вопросом: почему инвестиционного бума не было до войны? По его мнению, сам факт прекращения войны ничего не изменит. И даже восстановление разрушенной инфраструктуры просто вернет Украину с точки зрения привлекательности в то состояние, в котором она была до начала полномасштабного вторжения России в Украину.
С точки зрения потребительского рынка Украине понадобится для восстановления не один год, а может и десятилетия. Во-первых, сбережения и реальные доходы украинцев упали – произошло падение потребительского спроса. Во-вторых, часть уехавших украинцев уже не вернутся назад. По самым оптимистичным прогнозам Украина потеряет 1-2 млн населения, по пессимистическим - до 4-5 млн. Это приведет к сокращению потребительского спроса и дефицита рабочей силы (и до войны в селах и небольших городах было трудно найти достаточно работников).
Также эксперт говорит, что, к сожалению, в вопросах реформ, в частности, в экономической, налоговой и судебной сферах, мало что было сделано за последний год. Пока даже четкой дорожной карты не существует. Это значит, что снова вместо настоящих реформ нас ждет переписка государственных программ и презентаций.
Движущая сила возрождения
Во власти назвали движущие отрасли восстановления украинской экономики после окончания войны.
По мнению Ю. Свириденко, двигателями восстановления экономики страны должны стать четыре приоритетных отрасли: милитари-тек (высокотехнологичное вооружение); металлургия, горная промышленность и машиностроение; сельское хозяйство и пищевая промышленность; ИТ-отрасль.
В свою очередь И. Никитченко считает, что и до войны эти отрасли развивались, причем хорошими темпами и продолжат развиваться и после войны. В то же время он говорит, что нужно помнить и о трудностях, с которыми сталкиваются эти отрасли. По его словам, например, для развития милитари-тек (высокотехнологичного вооружения) Украина не имеет научно-технологической базы. Пока все, что мы создаем – это небольшие серии беспилотников, импортируя многие компоненты для них. Для разработки и налаживания серийного производства собственных разработок нужны годы и миллиарды инвестиций. Почему именно в Украину будут вкладывать столько ресурсов, если есть центры разработок в США, Израиле, Великобритании, Южной Корее?
Что касается металлургии, то, к сожалению, многие предприятия разрушены после начала полномасштабной войны, так что прежде чем говорить о развитии этой отрасли, нужно восстановить ее потенциал. Вопрос: будет ли это сделано остается открытым. Эта отрасль и до войны нуждалась в серьезных изменениях и была слишком энергозатратной. По словам И. Никитченко, металлургия не показывала качественных изменений, оставаясь зависимой от ценовых трендов в мире. Возможно, это шанс для нее сделать все на современный лад.
В свою очередь Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра считает, что больше перспектив для развития есть у аграрного комплекса.
“Украина сильна агробизнесом. Она продемонстрировала это даже во время войны, продолжая кормить мир. Именно в эту отрасль и нужно инвестировать после окончания войны. Тем более что в следующем году запускается рынок земли”, - говорит эксперт.
По его мнению, можно инвестировать в землю, в пищевую отрасль, в машиностроение агротехники и даже в логистику и биотехнологии.
Что касается IT сектора, то Александр Болтян, аналитик компании Esperio, считает, что он останется привлекательным, как и до войны. Сотрудники IT индустрии получают высокие зарплаты, что позволяет им дешево жить по меркам личных доходов, но формировать рабочие места и спрос в магазинах, ресторанах, развлекательных центрах.
Источники восстановления Украины
Украина предлагает четыре основных источника финансирования для восстановления страны после войны с Россией.
По словам премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля, это конфискованные российские средства в Украине и мире; средства международных партнеров, включая международные финансовые организации; непосредственно денежные средства из государственного бюджета Украины; средства доноров и частного сектора.
Глава правительства считает, что основное возмещение ущерба должна понести Россия. Для привлечения страны к ответственности за преступления важно наработать соответствующие механизмы международного права.
“Мы рассчитываем, что вместе с партнерами мы четко зафиксируем положение о том, благодаря каким ресурсам должно происходить долгосрочное восстановление”, - сказал он.
И. Никитченко считает, что все указанные источники реальны. Если Запад разработает механизм конфискации и передачи активов России – это решит большинство вопросов. Сам Запад в этом заинтересован, потому что понимает, что Украине нужно много средств, которые он не хочет выделять самостоятельно, имея свои экономические и социальные проблемы.
Вопрос остается и по поводу объемов восстановления. К сожалению, многие населенные пункты сильно разрушены и даже полностью уничтожены. Зачем восстанавливать разрушенную школу, если в этом населенном пункте никого не осталось? Если население города сократилось наполовину, нужно ли там большое количество больниц? И надо понимать, что Запад не будет выделять деньги просто так – они будут изучать эти вопросы тоже. Поэтому пока идет война, эти вопросы остаются скорее теоретическими.
В свою очередь, Алексей Кущ, эксперт аналитического центра “Объединенная Украина” считает, что украинцам прежде всего нужно рассчитывать на внутренние источники. Нам нужно показать способность вкладывать внутренние ресурсы в свое восстановление. Затем присоединятся внешние доноры. Нужно избавиться от иллюзии, что после войны нас завалят деньгами. Относительно замороженных российских активов, с помощью которых можно финансировать восстановление, О. Кущ считает, что в этом вопросе тоже наши ожидания очень завышены. Эксперт не исключает, что какие-то деньги из активов России будут нам переданы, но основная часть будет заблокирована для торга с будущими российскими политическими элитами, которые придут к власти и попытаются наладить диалог с Западом.
В свою очередь, А. Болтян говорит, что в Украине все еще сохраняются высокий уровень коррупции, не идеальная юридическая среда для инвесторов, но есть готовность к сотрудничеству и улучшению страны. Это большое преимущество Украины на внешней арене, потенциально мы очень перспективны для инвесторов после завершения войны.
Виктория Хаджирадева