В ООН рассказали о перспективах украинской экономики
Война ударила по экономике Украины, обвалив ее больше чем на треть. В то же время перспективы на 2023-2024 г.г. неопределенны и будут зависеть от многих факторов.
ООН разработал отчет о состоянии экономики в настоящее время и перспективах ее развития в ближайшие два года. К каким выводам он пришел?
Экономика сократилась
Отчет ООН зафиксировал, что из-за полномасштабной войны России против Украины, украинская экономика сократилась более чем на 35%.
“Экономика Украины сократилась более чем на 35% в 2022 г. из-за массового разрушения инфраструктуры, в частности железнодорожного и других сообщений с соседними странами, дорожной сети и мостов. Нарушена производственная и торговая деятельность, есть большие потери рабочей силы из-за миграции или призыва в армию”, - говорится в отчете.
Также в отчете отмечается, что на экономику нашей страны оказывают существенное влияние атаки на объекты энергетической инфраструктуры, блокирование портов и повреждение металлургических заводов.
В Украине потери экономики из-за войны оценивают как самые большие за всю историю независимости.
Так, по словам первого вице-премьер-министра, министра экономики Украины Юлии Свириденко в течение 2022 г. экономика Украины понесла самые большие за всю историю независимости потери, ущерб и повреждения, которые ей нанесла РФ, масштабировав 24 февраля по всей протяженности общей границы и с территории Белоруссии и оккупированного Крыма свой террор, начатый еще в 2014 г.
Максим Орыщак, аналитик компании “Центр биржевых технологий” (ЦБТ) говорит, что аналитики ООН, приходя к таким выводам, учли потерянные мощности Украины, инфраструктурные потери, необходимость тратиться на социальные выплаты и сокращение поступлений в бюджет страны.
В то же время Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра считает, что ситуация могла быть гораздо хуже. В начале полномасштабного вторжения РФ в Украину большинство экспертов оценивали возможное падение ВВП страны в 50% и даже больше.
“Ситуация с экономикой Украины плохая, однако надо учитывать, что в начале войны многие эксперты ожидали 50% падения и даже больше”, - говорит он.
Дефицит бюджета увеличивается
В ООН ежемесячный дефицит бюджета оценивается в 5 млрд. дол. Это больше, чем прогнозировалось осенью прошлого года. Там добавляют, что, несмотря на то, что в 2023 г. ЕС планирует выделить 18 млрд евро на экономическую поддержку Украины этого может быть недостаточно, чтобы обеспечить потребности Украины.
По мнению М. Орыщака, тот оптимистический ориентир по расходам и недополучению денег в бюджет страны, который мы имели еще осенью, можно смело увеличивать на 30-40%, ущерб почти удвоен. Еще осенью прошлого года Украина готовилась к тому, что внешняя помощь составит 41 млрд. долл. Тогда эти средства покрывали рост военных расходов и дефицит бюджета. Но с этого времени Украина попала под активные атаки на электростанции. Поэтому в ООН и ждут дефицита не в 3,4 млрд долл. ежемесячно, как раньше, а в 5 млрд долл. Все понимают, что в 2023 г. доходы упадут как от НДФЛ, так и от налога на прибыль, акцизного сбора и пр. Останутся только поступления от экспортной активности и рентных платежей. А при условии, что враг будет продолжать разрушать инфраструктуру страны, мы вынуждены будем импортировать электроэнергию, электрогенераторы. Поэтому ориентир относительно дефицита бюджета, который верстали осенью, более неверен.
В свою очередь А. Охрименко говорит, что у нас действительно большой дефицит госбюджета: на 2023 г. он больше 1 трлн грн. Но, по его мнению, это не проблема. Нам для ведения войны в 2023 г. нужно около 40 млрд долл. США и ЕС уже пообещали дать 45 млрд дол., еще 5-7 млрд долл. дадут другие страны. Сейчас нет проблем с дефицитом госбюджета.
Вопрос в другом: как долго США и ЕС могут финансировать дефицит госбюджета Украины, если война затянется на годы? Вот тогда действительно будет сложно. Еще может возникнуть проблема, когда после нашей победы кредиторы подсчитают, сколько нужно отдавать внешних долгов. Это будут большие деньги. У нас таких средств нет и не будет. Все надежды на конфискацию активов России, тогда можно будет рассчитаться с внешними долгами, а сейчас мы просто набираем долги.
Туманные перспективы
Прогнозы, которые делают аналитики ООН на предстоящие два года, не очень утешительны.
“Перспективы украинской экономики в 2023 и 2024 г.г. очень неопределенны и будут зависеть от многих факторов, в частности, от прекращения боевых действий и начала восстановительных работ”, - отмечают в ООН.
По мнению М. Орыщака, у нашей экономики нет шансов на восстановление, пока идет война. Все денежные стимулы направлены на войну, а не на поддержку населения в трудный период или восстановление предприятий. Все сфокусировано вокруг активных военных действий и об их завершении речь не идет. Продолжение инфраструктурных разрушений и человеческие потери приведут к тому, что оценки будут пересматриваться в сторону ухудшения, а для кредиторов будет меньше аргументов в пользу поддержки нашего государства.
В свою очередь А. Охрименко говорит, что делать прогнозы во время войны очень тяжело, поэтому ООН делает это без конкретных цифр.
В то же время, есть и другие более конкретные прогнозы по развитию экономики Украины. Так, например, НБУ по базовому сценарию прогнозирует рост – на 5,5%, МВФ дает всего 1%, Всемирный банк держит свой прогноз на уровне 3,3%, международное агентство Fitch Ratings прогнозирует рост ВВП Украины на 2%.
М.Орыщак считает прогноз НБУ несколько завышенным, а МВФ наоборот заниженным. Но, по его мнению, хорошо, что никто не прогнозирует дальнейшего падения экономики Украины. Следовательно, текущее положение дел, без новых значительных разрушений, сохранится даже в условиях войны. Наша агропромышленная деятельность, ориентированный на экспорт бизнес – все будут работать прежними темпами.
Также в ООН отмечают, что прямое монетарное финансирование НБУ обеспечило покрытие около трети общих потребностей государственных расходов, что привело к истощению валютных резервов и побудило Украину к девальвации национальной валюты.
В свою очередь М. Орыщак считает, что уровень золотовалютных резервов (ЗВР) продолжит пребывать на границе достаточности, поэтому аналитики ООН говорят об их возможном истощении. В декабре-январе НБУ вынужден был выходить на рынок с интервенциями, поскольку скачок спроса на валюту был обусловлен разрушениями электростанций и экстренными потребностями на закупку электрогенераторов из-за рубежа. Но в перспективе на февраль, если не произойдет форс-мажоров, такая потребность спадет и ЗВР будут стабильными.
Что касается курса валют, если объективно, то самое время давать негативные оценки из-за слабости нашей экономики во время войны. Однако НБУ демонстрирует силу и волю в принятии административных решений, когда вопрос касается стабилизации валютного рынка, и эксперт верит, что при необходимости, если появится риск падения гривны, будут введены административные ограничения на покупку валюты и курс останется близким к 40 грн за долл. За счет ЗВР стабилизировать рынок уже не удастся, поскольку это станет шагом к критическому падению уровня ЗВР и приближению к дефолту.
Виктория Хаджирадева