Легитимная цель. О чем свидетельствует небывалая атака дронов в Иране
28-29 января на ряде иранских стратегических объектов прогремели взрывы. Минобороны страны заявило об атаке дронами. В Исфахане произошел взрыв на заводском складе с боеприпасами.
Последнее предупреждение
Пытаясь "удержать лицо", иранские чиновники сообщили, что Тегеран предотвратил попытку атаки трех небольших квадрокоптеров на завод по производству боеприпасов в городе Исфахан, расположенный рядом с объектом, принадлежащим Иранскому центру космических исследований, на который США наложили санкции за его работу над иранской программой баллистических ракет.
Однако в Минобороны Ирана подтвердили взрыв на производстве боеприпасов. Министерство заявило, что его причиной стала атака с помощью беспилотников, сообщила государственная телерадиокомпания Ирана IRIB. Иранское государственное агентство ІРНА рассказало о пожаре на заводе автомобильных масел возле города Табриз, на северо-западе страны. От местных очевидцев есть информация о ряде взрывов в других локациях Ирана. Среди них - одна из авиабаз и даже правительственные здания в Тегеране.
По предварительной информации иранских СМИ, причиной взрывов могла стать атака дронов Израиля и Соединенных Штатов. Однако представитель Пентагона, бригадный генерал Патрик Райдер сразу заверил, что американские вооруженные силы не участвовали в ударах по Ирану.
Американские чиновники и лица, знакомые с ходом операции, рассказали изданию The Wall Street Journal, что тайный удар беспилотника по оборонному комплексу в Иране нанес Израиль, - поскольку США и Израиль ищут новые способы сдерживания ядерных и военных амбиций Тегерана.
Reuters также отмечает: Израиль давно заявляет о готовности нанести удар по иранским целям, если дипломатия не сможет обуздать ядерную или ракетную программу Тегерана, но придерживается политики воздержания от комментариев по поводу конкретных инцидентов. И пока представитель израильских военных также от комментариев отказался.
В то же время, как заявил 29 января в интервью Al Arabiya во время поездки на Ближний Восток госсекретарь США Энтони Блинкен, американские власти не исключают военных действий по предотвращению приобретения Ираном ядерного оружия.
"Все варианты на столе", – подчеркнул он.
Круги по воде
Похоже, что первым лопнуло терпение у израильтян, а поводом для атаки стала волна терактов в Иерусалиме: вечером 27 января в районе Неве-Яаков 21-летний Алкам Хайри начал стрельбу по людям, выходившим из синагоги Атерет Авраам, 7 человек убиты (в том числе гражданка Украины), еще 3 получили ранения; на следующий день 13-летний стрелок открыл огонь в археологическом парке Города Давида, среди пострадавших - 22-летний и 45-летний мужчины.
"Мы не стремимся к эскалации, но готовы к любому сценарию. Наш ответ терроризму - тяжелый кулак, сильный, быстрый и точный ответ", - заявил после этого премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху.
Но министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан ожидаемо и наспех назвал взрывы в Иране "трусливым ударом".
"Такие действия не могут повлиять на решительность и намерения наших экспертов по мирному ядерному прогрессу", - сказал он.
При этом, как известно, Иран поставляет России дроны-камикадзе, уничтожающие нашу энергетическую инфраструктуру и жилье, лишающие украинцев жизни. Поэтому, в свою очередь, комментируя эти события, советник Офиса президента Украины Михаил Подоляк отметил, что война имеет "убийственную логику", она "выставляет жесткие счета" для убийц и их соучастников.
По сообщению The Guardian, из-за подобных комментариев украинских официальных лиц о ночных взрывах МИД Ирана возмутился и вызвал 30 января "на ковер" временного поверенного в делах Украины в Тегеране.
Но не только с Украиной у Ирана сейчас - напряженные дипотношения. 30 января, по странному совпадению, завершилась эвакуация из страны посольства Азербайджана в Тегеране. Она продолжалась три дня подряд после того, как утром 27 января 50-летний нападающий открыл огонь из автомата Калашникова по посту охраны, был убит начальник службы безопасности и ранены двое охранников посольства. Кем спланировано это событие, в чьих интересах - остается только догадываться.
При этом Иран продолжает гнуть свою линию на укрепление отношений с РФ. Как сообщает Reuters, Иран (который был отключен от SWIFT в 2018 году) и Россия недавно объединили свои системы межбанковских коммуникаций и переводов для увеличения торговых и финансовых операций.
"Иранским банкам больше не нужно использовать SWIFT с российскими банками, которые могут использоваться для открытия аккредитивов и переводов или гарантий", - заявил заместитель управляющего Центрального банка Ирана Мохсен Карими полуофициальному информационному агентству Fars.
Последствия атаки
До сих пор неизвестно, кто именно стоит за ударами по военной инфраструктуре исламской республики, - отметил главный редактор специализированного военного издания Defense Express Олег Катков в комментарии 5 каналу. Анализируя спутниковые снимки, появившиеся после ночных взрывов, он предположил: похоже, что завод по производству дронов-камикадзе в Иране не получил сильных повреждений.
"Есть единственное достаточно эффективное средство верификации информации по поражению завода Шахед-136. Это спутниковые снимки. Спутниковые снимки - достаточно хорошего разрешения, от компании Планет лабс, и на них, к сожалению, завод стоит. Иран бомбили другие страны для того, чтобы сорвать ракетную или ядерную программу. И Иран начал закапывать все критическое, что у него есть - они начали закапываться в землю, максимально глубоко", - пояснил он.
Опираясь на информацию, предоставляемую официальными иранскими СМИ, оценить масштаб разрушений в результате атаки также невозможно.
Однако, по мнению директора Центра ближневосточных исследований Игоря Семиволоса, можно считать, что сам факт атаки показывает: сейчас изменились правила игры, так что дальнейшие "проделки" Тегерана в мире терпеть не будут, а сами военно-промышленные предприятия страны стали "легитимной целью".
"…За последнее десятилетие это первый удар по территории собственно Ирана, по военным объектам. И я думаю, что эти правила игры изменились, потому что он стал частью военной инфраструктуры агрессора, Российской Федерации. И заводы по производству этих дронов, склады с оружием и все остальное стало, соответственно, легитимными целями, согласно НАТО-вской доктрине", - подчеркнул Семиволос.
Ирина Носальская