ЕС проверит, как Украина выполняет требования к получению статуса кандидата
В мае Еврокомиссия обнародует первый отчет о соответствии Украины критериям ЕС. Насколько хорошо мы выполняем требования.
Для начала переговоров о вступлении Украины в ЕС нашей стране нужно выполнить семь рекомендаций Еврокомиссии. Первую оценку выполнения задач Украина получит уже в мае этого года.
Предварительная оценка
По словам вице-премьера по евроинтеграции Ольги Стефанишиной, Еврокомиссия обнародует первый отчет о прогрессе Украины в выполнении условий на получение статуса кандидата в мае.
В марте состоится обсуждение между государствами-членами и Украиной, однако первую формальную оценку наша страна получит в конце весны.
“Мы рассчитываем, что в мае, когда будет заседание General affairs council (Совета ЕС по общим вопросам), такая оценка будет представлена.”, – сообщила Стефанишина.
Вице-премьер считает, что к маю Украина почти полностью завершит выполнение всех критериев.
“Председатель НАБУ назначен, концепция реформирования правоохранительных органов подготовлена и должна быть одобрена решением президента, завершится процесс отбора членов ВККС. Таким образом, мы закрываем антикоррупционный, правоохранительный и судебный блок”, – говорит Стефанишина.
По ее словам, несколько блоков у нас уже политически завершены, остались технические вопросы. Среди прочего останутся задачи по имплементации закона о национальных меньшинствах.
По оценке вице-премьера, Верховная Рада (ВР) до мая примет закон о структурировании рекламного рынка в Украине, который позволит Киеву заявить о выполнении критерия реформы медиа.
Отметим, что в январе выполнение семи критериев эксперты оценивали в 5,8 из 10 баллов, но эта оценка с тех пор существенно выросла.
В то же время, официальная оценка со стороны ЕС будет только в октябре этого года.
Как выполняем рекомендации?
Несмотря на громкие заявления чиновников о выполнении требований относительно получения статуса кандидата в члены ЕС, у Украины есть и проблемные места, на которые указывает ей евросообщество, причем по всем семи критериям.
Напомним, во время предоставления Украине статуса кандидата в члены ЕС назвали 7 критериев, выполнение которых является обязательным условием для дальнейшей интеграции Украины. Среди них: отбор судей Конституционного суда (КС), продолжение судебной реформы, создание антикоррупционных органов, борьба с отмыванием средств, антиолигархическая реформа,
реформа в медиасфере, законодательство по нацменьшинствам.
У ЕС есть претензии по выполнению первого критерия - отбора судей КС. Украина пыталась выполнить рекомендацию ЕС в декабре этого года, приняв законопроект о реформе КСУ. Однако в ЕС выразили недовольство тем, как это было сделано. Главная идея этого критерия состоит в том, чтобы КС суд был независим от власти. Однако законопроект предусматривал игнорирование мнения специально созданной Совещательной группы экспертов (СГЭ), которая должна осуществлять профессиональную оценку кандидатов и к самой СГЭ есть претензии (она формируется так, что независимые представители не смогут отсеивать недостойных кандидатов).
Однако власти излучают оптимизм и считают, что ЕС устроит выполнение этого пункта требований. Так, Стефанишина уверена в том, что реформа системы отбора судей КС будет воспринята положительно.
Второй критерий: продолжение судебной реформы. Здесь есть прогресс в выполнении. По словам спикера ВР Руслана Стефанчука Рада избрала по своей квоте членами Высшего совета правосудия двух кандидатов. Однако необходимо завершить отбор кандидатов в Высшую квалификационную комиссию судей, но процесс движется по плану.
Третий критерий: антикоррупционные вопросы традиционно являются проблемной сферой для украинской власти, но здесь есть положительные сдвиги. Критерий по отбору руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) выполнен. Также был избран глава Национального антикоррупционного бюро. Кроме того, правительство сделало еще один важный шаг в рамках преодоления коррупции – утвердило Государственную антикоррупционную программу на 2023 – 2025 гг.
Однако есть ряд задач, которые власти еще предстоит выполнить. Среди них возобновление декларирования топ-чиновников, остановленное в начале полномасштабного вторжения РФ в Украину.
Четвертый критерий – борьба с отмыванием средств. В этой сфере есть вполне удовлетворительный прогресс. По двум законопроектам идет работа – речь идет о законе о принципах санкционной политики и о внесении изменений в Уголовный и Уголовно процессуальный кодексы. Также не выполнен пункт о принятии стратегического плана реформирования правоохранительного сектора как части среды безопасности Украины.
Пятый критерий: антиолигархическая реформа является одним из самых проблемных критериев для Украины, но в этом нет вины Украины. ЕС требует от Украины привести антиолигархический закон, принятый в 2021 г. в соответствие с советами Венецианской комиссии (ВК), однако сама комиссия с конечным выводом затягивает. Поэтому антиолигархический закон полностью не имплементирован из-за того, что продолжаются консультации с ВК.
Шестой критерий: реформа в медиасфере. В декабре ВР приняла закон о медиа, но необходимо еще принять законопроект о рекламе, который имплементирует соответствующую Директиву ЕС.
Седьмой критерий – принятие законодательства о правах меньшинств. В декабре ВР приняла закон, но он вызвал замечания со стороны отдельных стран ЕС, прежде всего Венгрии и Румынии, последовательно выступающих за изменение других законов о нацменьшинствах, прежде всего относительно языка образования. Украине придется вести с ними диалог по достижению взаимопонимания.
Есть другие пожелания ЕС
Кроме семи рекомендаций от ЕС есть еще и другие требования, которые ЕС предъявлял всем странам, стремившимся присоединиться к Союзу. И вот с ними у Украины больше проблем, чем с официальными.
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра, говорит, что все официальные требования, которые получила Украина от ЕС, мы или выполнили, или вскоре выполним. Но для вступления в ЕС нужно еще отвечать критериям Копенгагенского соглашения, вот там многое нужно сделать.
У нас самая большая проблема с переходом на европейские стандарты. Это очень сложно и очень дорого, для этого нужно иметь европейское оборудование и быть готовым к дополнительным затратам на контроль качества и соблюдение стандартов. Есть проблемы с требованиями в налоговой сфере и в сфере уплаты тарифов ЖКХ. ЕС требует отмены “упрощенцев”, но это сложно сделать и требует повышения тарифов, чтобы не было дотаций, в условиях войны, когда население бедствует сделать это нереально.
В свою очередь Иван Никитченко, директор Crane IP Law Firm считает, что в процессе присоединения Украины к ЕС больше политики, чем экономики.
“Здесь больше политики, чем экономики. Украина объективно не отвечала даже получению статуса кандидата. Именно поэтому нам и предоставили дополнительный список вопросов для закрытия. Только после его выполнения могут начаться реальные шаги по вступлению Украины в ЕС.”, - считает эксперт.
Интересно, что до сих пор нет единства в том, что будет, когда все требования Украина выполнит.
В ЕС говорят, что завершение работы над семью критериями не означает получения статуса кандидата, Украина, дескать, только выполняет “домашнее задание”. А когда выполнит его – может получить новый перечень условий. В Украине, в свою очередь, считают, что успех в реализации семи критериев должен привести к началу переговоров о вступлении, без дополнительных условий – и призывает ЕС письменно зафиксировать такое политическое обещание. Пока ЕС этого не сделал, но общественное мнение на стороне Украины.
Виктория Хаджирадева