Как чувствует себя бизнес в Украине и какие у него перспективы
Что держит малый и средний бизнес на плаву, как на него влияет война и что его ждет в будущем.
Украинский бизнес адаптировался к работе во время войны. Вместе с тем его ждет еще много вызовов, в чем они состоят и в состоянии ли он их преодолеть?
Бизнес начал восстановление
Украинский бизнес в начале войны испытал большое потрясение. Однако впоследствии многие предприятия смогли адаптироваться к новым условиям и восстановиться до довоенного уровня.
Согласно исследованию Европейского банка развития и реконструкции (ЕБРР), к концу прошлого года большинство украинских предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) сумели вернуться к довоенным объемам производства, и лишь 6% не смогли справиться с новыми обстоятельствами.
“Есть исследование ЕБРР, согласно которому до конца 2022 г. большинству МСБ удалось стабилизировать свою деятельность, и 57% продолжают работать как до войны. Однако 37% сократили объемы производства, 6% – приостановили деятельность”, – прокомментировал председатель комитета ВР по вопросам бюджета, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
В свою очередь председатель комитета Верховной рады по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства, председатель партии “Слуга народа” Елена Шуляк тоже говорит, что украинский бизнес и предприятия в основном адаптировались к работе во время войны, но большинство до сих пор работает, чтобы выжить”.
По мнению банкиров, малый и средний бизнес начал восстановление первым и именно он благодаря своей гибкости остается драйвером экономики во время войны.
“Малый и средний бизнес наиболее чувствителен к происходящему в стране и экономике. Он первым реагирует на все тенденции. Но он и первым восстанавливается. МСБ планирует развиваться, планирует расширять действующий бизнес и создавать новые бизнесы», – рассказала директор департамента малого и среднего бизнеса Укргазбанка Татьяна Корниенко во время круглого стола “Финансового клуба”.
Положительные тенденции
Есть и другие положительные для бизнеса тенденции.
Так, начальник управления развития кредитного бизнеса ПУМБ Виктор Харковец отмечает, что спрос на кредитование не падает.
“Первая причина – очень сильно выросли цены и курс. Соответственно, спрос в оборотных средствах у клиентов рос в связи с инфляцией. Во-вторых, уменьшились товарные кредиты в экономике, поэтому предприниматели приходили в банки с запросом по оборотным средствам. Третье – у клиентов появились дополнительные потребности: генераторы, старлинки, экофлоу. Происходила адаптация бизнеса к новым реалиям”, – рассказал банкир.
Положительным фактом является и то, что большинство представителей малого и среднего бизнеса не покинули Украину из-за войны. Релоцировалось на безопасные территории не более 5-10% украинских бизнесов. После частичного освобождения оккупированных территорий желающих вывозить предприятия стало гораздо меньше среди малого и среднего бизнеса.
“Где-то 5% клиентов нуждались в релокации. Основная проблематика касалась попавших в оккупацию клиентов. Все остальные клиенты, находящиеся на подконтрольной Украине территории, так или иначе продолжают работать”, – отметил Харковец.
Еще одна хорошая тенденция состоит в том, что лишь небольшое количество бизнесменов нуждалось в отсрочке в выплате ранее взятых кредитов.
“Мы готовы были идти на реструктуризацию кредитов, но большинству клиентов, даже отсрочка, реструктуризация не нужны были. Им достаточно было на три месяца отсрочить погашение тела кредита”, – говорит первая заместитель председателя правления банка “Глобус” Елена Дмитриева.
Прогнозы на будущее
Интересно, что, согласно исследованию Европейской бизнес ассоциации (ЕБА), ожидания бизнеса на будущее оптимистичны: 76% опрошенных планируют в этом году расширение бизнеса. Это в свою очередь вдохновляет банкиров на сотрудничество с бизнесом.
“МПБ – это всегда драйвер экономики. ЕБА исследовала ожидания бизнеса, и 76% опрошенных планируют в текущем году расширение бизнеса. И будет очень хорошо, если банковская система будет им в этом помогать”, – сказала Дмитриева.
Несмотря на оптимистичные надежды бизнеса на пути к его развитию могут быть много препятствий. Если война затянется надолго, многие предприятия рискуют разориться и свернуть свой бизнес.
Так, Гетманцев считает, что говорить сейчас о сроках и перспективах восстановления экономики страны в целом и предпринимательства в частности преждевременно.
По его мнению, определяющее значение будет иметь результат войны, а также сроки ее окончания. Чем дольше продлится война, тем меньше перспектив у отечественного бизнеса, и тем больше ФЛП рискуют окончательно разориться и уже никогда не восстановить свое предприятие.
“Если война завершится в ближайшие полгода, то будут стабильно работать, как сейчас, 79% опрошенных представителей малого и среднего бизнеса, если продлится больше года - то 62%, а будут сворачивать активность или прекратят деятельность - 15% и 30%”, - говорит он.
Следовательно, для экономики Украины очень важно, чтобы война закончилась как можно быстрее. Иначе если военные действия затянутся еще на год или больше, то экономическая ситуация будет затруднительной.
Кроме того, бизнес ожидают изменения в системе налогообложения по требованию МВФ. Дополнительное налоговое бремя ляжет камнем на плечи бизнесменов.
С 1 июля текущего года налоговую систему Украины вернут в довоенное состояние - будут возобновлены практики налоговых проверок и начисления штрафов за нарушение налогового законодательства.
“Планируется восстановление документальных проверок и наказаний за неисполнение налоговых обязанностей на тех территориях, где не идут боевые действия”, - сказал Гетманцев.
Кроме того, по его словам, предлагается отмена 2% налога с оборота, введенного весной прошлого года, который является альтернативой общей системе налогообложения.
”Мы считаем, что он сыграл свою роль, и соглашаемся с МВФ, что его нужно отменять”, – сказал депутат.
Делать это нужно из-за необходимости денег на ведение войны с РФ. В среднем в месяц госбюджет получает налогов 80 млрд грн, а на войну уходит 130 млрд грн.
”То есть остальные мы собираем на средства заимствований, облигаций. Наши партнеры не дают денег на безопасность и оборону, это деньги, которые мы должны собирать внутри страны”, – сказал он.
В то же время, после войны для украинского бизнеса откроется широкое окно возможностей.
По словам Шуляк, Украина стремится, чтобы 60% всех работ по восстановлению выполняли местные компании.
Уже сейчас следует проанализировать, какие материалы необходимы для полноценного восстановления страны, а также определить, где можно снизить долю импорта.
Например, в Украине нет производства стекла, поэтому следует обеспечить благоприятные условия для того, чтобы производители имели возможность беспрепятственно зайти на украинский рынок.
Также в Украине не производится электротехническое оборудование, резиновое покрытие, лифты. Поэтому необходимо рассмотреть возможность запуска таких производств.
“Что касается других материалов - то в контексте восстановления их нужно будет очень много. В частности, в Украине производится арматура, кирпич, бетон, щебень, асфальтобетон, краска, кабель, керамическая плитка. Поэтому правительство должно защитить отечественного производителя, ввести программы по оживлению предпринимательской деятельности. В частности, это может и должно относиться к системе льготного кредитования для бизнеса”, - добавила народный депутат.
Виктория Хаджирадева