Мир ожидает глобальный кризис
В МВФ дали самый плохой прогноз для мировой экономики за последние тридцать лет. Риски глобальной рецессии увеличиваются.
В мире накапливаются экономические проблемы. В МВФ заговорили об уязвимости мировой экономики, а эксперты говорят о неизбежности глобального кризиса. Какие страны перенесут его легче, а какие сложнее и что ждет украинскую экономику?
Причина возможного кризиса
В МВФ дали самый плохой прогноз с 1990 г. для мировой экономики
Директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева озвучила прогноз для мировой экономики на ближайшие пять лет: он оказался хуже 1990 г. Среди причин в МВФ называют растущее геополитическое напряжение, войну в Украине и высокую инфляцию.
По словам Георгиевой, в прошлом году темпы роста экономики сократились почти вдвое: с 6,1 до 3,4%. В ближайшие пять лет мировая экономика будет расти в среднем примерно на 3% в год.
Это самый низкий прогноз роста глобального ВВП на среднесрочную перспективу с 1990 г., он также ниже среднего значения за последние 20 лет.
Александр Болтян, аналитик компании Esperio говорит, что по прогнозам фонда, мировой рост замедлится с оценочных 6,1% в 2021 г. до 3,6% в 2022 и 2023 г.г. Это соответственно на 0,8 и 0,2% ниже, чем прогнозировалось в январе. Предполагается, что после 2023 г. глобальный рост снизится примерно до 3,3% в среднесрочной перспективе.
Причины такой ситуации, по мнению эксперта, прежде всего политические. Идет всемирный передел власти, из-за чего изменяются транспортные потоки ресурсов и появляются ограничения по доставке товаров в разных частях света. Неспособность политиков договориться, вместе с изменениями монетарной политики, ценовым давлением и снижением потребительской активности, погодными условиями от которых зависит урожайность и цены на продукты питания и другие ресурсы – это все причины того, что есть угроза для экономического роста на будущие годы. Кроме того, замена главы Банка Японии, выборы президента США – это тоже политические риски, заложенные в темпы роста ВВП всего мира.
В свою очередь Иван Никитченко, директор Crane IP Law Firm, говорит, что сейчас в мире совпало несколько факторов, которые приведут к ухудшению роста мировой экономики. Во-первых, это спад в США и ЕС, которые “тянут” за собой Китай, как крупного экспортера на эти рынки. Во-вторых, война в Украине и увеличение рисков начала открытого противостояния Китай-Запад (“холодная война” с новыми участниками). Это приведет к тому, что Запад будет переносить производства в свои страны или лояльные к нему страны, ограничивая Китай в объемах производства и доступе к технологиям. Что будет с Россией, которая сейчас входит в десятку крупнейших стран по ВВП, пока совсем неизвестно.
Таким образом, пока все выглядит как начало завершения либерализации мировой торговли и движения капиталов, что сильно подпитывало рост мировой экономики в последние десятилетия.
Будет ли все так, как в 2008 году?
По словам Георгиевой, уязвимость мировой экономики из-за попыток центробанков сдержать высокую инфляцию растет и есть угроза “взрыва”. При этом она отметила, что ожидать повторения кризиса 2008 г. все-таки не стоит.
В свою очередь Болтян говорит, что кризис 2008 г. распространялся на финансовый сектор, а текущий кризис будет больше политическим. Мир готов к разным поворотам в финансовом мире и имеет запасные пути, речь идет о политических союзниках, через которых будут идти финансовые потоки и крипторынок, благодаря которому можно быстро переводить деньги по всему миру и обналичивать с небольшой комиссией.
По мнению эксперта, ситуация в ближайшие два года будет сконцентрирована именно вокруг решений политиков, выборов политической элиты и территориальных переделов внутри стран, союзов и новых потенциальных объединений. К примеру, недавно, в 2022 г., объединились в союз Англия, США и Австралия.
В то же время, по мнению экспертов МВФ, чтобы спасти мир от кризиса, нужно бороться с инфляцией, защищать финансовую стабильность, улучшать среднесрочные перспективы роста, а также объединиться в борьбе с мировым неравенством.
Кому будет лучше, а кому хуже?
В МВФ ожидают, что в этом году Индия и Китай будут составлять половину прироста глобального ВВП. При этом в США и еврозоне экономическая активность замедлится, поскольку повышенные банковские ставки сказываются на спросе. По прогнозам фонда, темпы роста снизятся примерно у 90% стран с развитой экономикой.
Болтян, комментируя прогноз МВФ, говорит, что основную ставку экономического роста в 2023 г. фонд делает на Индию и Китай. А вот для развивающихся экономик медленный рост станет “серьезным ударом”, из-за которого странам с низким уровнем дохода будет еще труднее наверстать упущенное. По данным МВФ, 15% стран с низким уровнем дохода испытывают долговые трудности, а еще 45% сталкиваются с высокой уязвимостью долга. Бедность и голод могут еще больше возрасти, что является опасной тенденцией, начатой кризисом COVID.
В свою очередь Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра считает, что больше всего от кризиса пострадают слаборазвитые страны.
“У этих стран нет запаса прочности. Поэтому страны Африки, Азии и Латинской Америки хотят скорейшего завершения войны в Украине, ведь именно из-за нее у них возникают дополнительные проблемы на рынке продовольствия, а это очень чувствительно для населения”, - говорит эксперт.
Что ждет Украину?
Исходя из того, что Украина принадлежит к развивающимся странам и странам с низким доходом, ее экономику тоже ожидает сильный удар. Однако есть и мнение, что Украина может воспользоваться кризисом в мире в свою пользу.
Болтян считает, что экономика Украины защищена международной финансовой поддержкой, экспортной активностью, наполняющей бюджет страны, и в целом аграрной ориентированностью наших компаний, которые будут кормить не только страну, но и мир.
С другой стороны, война из-за боевых действий ограничивает активность бизнеса. В меньшем количестве регионов бизнес будет развиваться так же активно, как и раньше. Но из-за того, что по мировым оценкам до 2030 г. мир будет испытывать трудности с пополнением продуктов питания по разным причинам, наша экономика будет держаться на плаву. Но это при условии, что удастся сохранить территориальную целостность.
В свою очередь Никитченко говорит, что Украина может как выиграть, так и проиграть в новых условиях. Мы можем стать одной из самых больших производственных площадок в процессе реиндустриализации Европы, принимая перенесенные мощности из Китая. Если же Украина останется в стороне от этого процесса, то это закрепит наше отставание на многие годы - новые производства будут открываться в соседних странах, куда будут выезжать все больше наших соотечественников, усугубляя и так печальную демографическую ситуацию.
Если же говорить о влиянии войны в Украине на мировую экономику, то, по мнению Болтяна, война между Россией и Украиной для мировой экономики является не столько экономическим риском, сколько политическим.
В то же время Охрименко считает, что война в Украине создает проблемы для всего мира. По сути, сейчас идет третья мировая война и поэтому мировая экономика не может нормально работать. Пока она длится, плохо будет всем. Когда она закончится, можно ожидать роста мировой экономики.
Виктория Хаджирадева