Выборы в Турции: переизберут ли Эрдогана
Выборы в Турции пройдут уже 14 мая. Главная интрига: станет ли лидером президентской гонки Реджеп Эрдоган, правящий страной уже 20 лет.
Землетрясение и рейтинги
В результате землетрясений в турецкой провинции Кахраманмараш, поразивших 11 провинций, погибли 50 399 человек. Больше всего человеческих жертв зафиксировано в Хатае. Эти события оказали большое влияние на рейтинги действующего президента страны Эрдогана, чем воспользовалась турецкая оппозиция. Землетрясение даже поставило под вопрос проведение очередных президентских выборов в Турции, однако Эрдоган не решился их переносить. Вместо этого он активно начал подчеркивать свои достижения в президентском кресле.
Так, в последние недели Эрдоган напоминает избирателям, что за 20 лет Турция стала технологической страной. Мол при его правлении началось производство собственного танка, собственного ударного вертолета, собственных беспилотников Bayraktar, собственного самолета, электрокара и так далее. Оппозиция не может похвастаться подобными достижениями, поэтому напоминает промахи турецкого президента, например, сверхвысокую инфляцию.
Главным конкурентом Эрдогана является кандидат от объединенной оппозиции Кемаль Кылычдароглу. Согласно последнему опросу агентства ORC Araştirma, 43,2% избирателей проголосовали бы за Эрдогана, а 56,8% — за Кылычдароглу.
Аналитики прогнозируют, что борьба между Эрдоганом и оппозиционным кандидатом перейдет во второй тур.
"Те, кто голосуют за Эрдогана, - консервативные и религиозные, националистически настроенные и антиамериканские избиратели. Во времена экономического подъема это был средний и крупный бизнес. Оппозицию поддерживают светские турки с высшим образованием, требующие защиты прав и демократических реформ, - молодежь или средний класс. В основном это береговая линия и крупные города - Анкара и Стамбул", - говорит в комментарии изданию Заборона старший аналитик Центра исследований современной Турции Карлтонского университета Евгения Габер.
По мнению политолога-международника, профессора кафедры международных отношений НАУ Максима Яли, Кылычдароглу не является личностью, которая может воспламенять людей красноречивыми речами.
"И в этом смысле его высокий рейтинг почти никак не связан с его персоной, он просто объединил голоса протестного электората", - объяснил эксперт в комментарии РБК-Украина.
По его мнению, это как раз может стать ключевым фактором – отсутствие способности вести толпу за собой.
"Уже понятно, что скорее всего с огромной долей вероятности будет второй тур. И в разгар политической борьбы, когда люди больше реагируют эмоционально, а не рационально, как раз этого Кылычдароглу не хватит для того, чтобы победить Эрдогана", - считает Яли.
Если победит оппозиция
Аналитики считают, что сейчас страны Запада "ставят" на победу оппозиции. Как пишет ЕП со ссылкой на аналитика Украинского института будущего Илию Кусу, турецкие оппозиционеры не будут использовать антизападную риторику как политический инструмент. А также, по крайней мере, на уровне риторики, они будут пытаться сблизиться со странами ЕС и Соединенными Штатами. По крайней мере, рассматривать их позицию, чего часто не делал Эрдоган. Также может измениться экономическая политика.
"Есть основания ожидать, что в случае победы оппозиции, учитывая ее связи с западными странами, усилится контроль над потоком подсанкционных товаров в Россию и из России. Эрдоган уже начал это делать, но в случае победы оппозиции этот процесс ускорится", - говорится в материале издания.
Однако резких изменений в политике Турции вряд ли следует ожидать. Бывший представитель Турции при НАТО, посол Фатих Джейлан в интервью ТСН рассказал, что, по его мнению, трудно представить, что произойдет какое-то радикальное изменение каждой части проводимой Турцией внешней политики и политики безопасности, особенно в течение последних пяти лет.
"Оппозиционный блок и его лидер говорят, что сначала они собираются перестроить и обновить государственные учреждения и органы власти. И на это обычно уходит время. Скорее всего, будет переходной период, прежде чем будет обнародована окончательная форма внешней политики и политики безопасности Турции", - считает он.
По мнению Евгении Габер, даже в случае победы Кемаля Кылычдароглу на президентских выборах оппозиционным политическим силам в парламенте будет сложно продвигать реформы. Дело в том, что парламентское большинство может оказаться в руках партии Эрдогана, лидирующей в соцопросах.
"Оппозиция выступает за возвращение в парламентскую систему правления. Если парламент остается в руках Эрдогана и его партии, внести правки в Конституцию Турции будет крайне тяжело. Для принятия правок нужно 3/5 голосов парламента, а этого не будет ни при каких условиях. Что сможет сделать оппозиция в рамках той системы, которая утверждена ныне конституционно, - это усилить государственные институции и общественный контроль над работой властных учреждений", - говорит эксперт.
Отношения с Россией и Украиной
По мнению директора Центра ближневосточных исследований Игоря Семиволоса, Россия ставит на победу Эрдогана. Для Украины результаты выборов в Турции, по мнению Семиволоса, ничего не изменят.
"Сейчас Россия всячески демонстрирует, что Эрдоган — это единственный устраивающий их кандидат. Об этом они говорят по всем каналам. Все дипломаты, все политики, все говорящие головы в унисон повторяют эту фразу. То есть Россия однозначно ставит на Эрдогана… Для Украины — не важно: Кылычдароглу или Эрдоган. Турция все равно будет придерживаться своих интересов. То есть здесь ничего не изменится. И я думаю, что траектория отношений между Украиной и Турцией не изменится существенно", — говорит эксперт в эфире FREEДОМ.
Подобного мнения придерживается и Фатих Джелайн. Он уверен, что здравый смысл победит, и Турция продолжит поддерживать Украину.
"Это также обязательство, вытекающее из соглашения, заключенного в 2011 году, когда две страны подписали Совместную декларацию о создании Стратегического совета высокого уровня. И я помню визит президента Зеленского в Турцию в апреле 2021 года. И соглашение по 10 пунктам, заключенное между Турцией и Украиной. Турция делает все возможное, чтобы выполнить свои обязательства, в частности, в сфере обороны. И люди говорят о беспилотниках (Bayraktar – ред.), бронетехнике... Но давайте не забывать о корвете (Гетман Иван Мазепа, построен в Турции - ред.). Поэтому я уверен, что если произойдет смена правительства, то появится уточненная версия внешней политики Турции", - говорит он.
По словам Евгении Габер, несмотря на результаты президентских и парламентских выборов отношения между Украиной и Турцией останутся партнерскими. Оппозиционные политики и провластное большинство имеют общие взгляды на прекращение войны и признание территориальной целостности Украины со стороны РФ, уверена Габер.
"За Эрдоганом у нас будет Турция в таком же формате. В случае победы оппозиции страна будет занимать лояльную позицию к Западу — ради инвестиций, снятия санкций и возобновления дипломатических отношений. Тогда мы увидим больше совпадений в решениях Турции и западных стран по политике России", - говорит. она.
Валерия Шипуля