Принуждение к российскому паспорту: геноцид продолжается
На оккупированных территориях продолжают принуждать украинцев к получению российского паспорта. Кремлевский диктатор подписал закон, признающий украинцев на ВОТ иностранцами.
Давление и шантаж
27 апреля Владимир Путин утвердил новый указ, касающийся особенностей правового положения иностранцев или лиц без гражданства России. В документе указано, что граждане Украины, живущие на оккупированной части Херсонской, Запорожской, Луганской и Донецкой областей и решившие сохранить украинское гражданство, могут жить на этих территориях до 1 июля 2024 года. После этого они могут быть депортированы.
Отдельный пункт указа Путина касается депортации тех, кто создает "угрозу национальной безопасности России". Жителей, выступающих за "насильственное изменение основ конституционного строя" в России, которые "финансируют террористическую и экстремистскую деятельность" или принимают участие в "несанкционированных" акциях, будут депортировать и запрещать им въезд в страну, говорится в документе.
Этот закон стал шоком и поводом для паники среди местного населения ВОТ, не желающего брать паспорт страны-оккупанта. Однако, по словам эксперта украинского Центра гражданских свобод Михаила Саввы, новый указ Путина ничего не меняет. Правила, содержащиеся в документе, были введены еще 27 августа 2022 года другим указом российского президента, под номером 585, рассказывает эксперт.
"Там тоже речь идет о депортации, именно в тех случаях, которые указаны в новом указе. То есть этот порядок уже действует на самом деле. И если говорить о порядке, действующем с августа прошлого года, то он не просто нарушает нормы международного гуманитарного права, он имеет признаки военного преступления. Потому что Римский устав, это фактически Уголовный кодекс Международного уголовного суда, в статье 8 установил, что незаконная депортация является военным преступлением", – отмечает правозащитник в комментарии Радио. Свобода.
Михаил Савва указывает на то, что эта российская депортация незаконна, в соответствии с нормами международного гуманитарного права. В частности, отдельная статья Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны четко устанавливает, что не может быть оснований для депортации населения с оккупированных территорий, при любых условиях это запрещено.
"В этом случае важно, что два указа Путина он подписал сам, это указы президента России. И фактически он расписался в совершении военного преступления. Это является весомым основанием для следующего ордера на арест со стороны Международного уголовного суда", – заметил Савва.
Нарушением 4-й Женевской конвенции и военным преступлением называет указ Путина и российский адвокат и правозащитник Николай Полозов.
"Совершенно очевидно, что Путин пытается проводить зачистку оккупированных территорий. Количество гражданских лиц, захваченных российскими властями в заложники и удерживаемых, уже огромно. Очевидно, просто не хватает мест, куда этих людей можно размещать. Вот приняли решение, что будут просто депортировать", - сказал он в эфире FREEДОМ.
Что советует украинская власть
Первым скандальный указ Путина прокомментировал уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец. Он рассказал, что граждане Украины на оккупированных территориях должны брать российский паспорт или уезжать. Ведь в этом случае говорится о сохранении жизни.
"Это указ направлен на то, чтобы узаконить принудительную паспортизацию, которая проходит на временно оккупированной территории Украины. Это первое. И второе – зафиксировать и поставить точку в этом процессе. Я думаю, что всех граждан Украины, которые откажутся от российского паспорта, их просто арестуют. И это будет отдельная категория гражданских заложников, которых Россия будет держать в плену, в заключении на своей территории или на временно оккупированной территории Украины", – пояснил Уполномоченный Верховной Рады по правам человека в эфире телемарафона.
По его словам, Киев должен продолжать не признавать эти российские паспорта, выдаваемые украинцам на оккупированных территориях. Их ведь выдают под прямым, физическим давлением. Поэтому Лубинец посоветовал взять вражеский паспорт.
"Поэтому взять паспорт, выжить, дождаться, когда мы освободим эту территорию. После этого сейчас нарабатывается соответствующий закон, - официально отказаться от этого паспорта и вернуться к нормальной жизни. Или для себя принять решение и выезжать с этой территории любым способом, через любую территорию других стран, но просто оттуда уехать. Мы понимаем, что это сейчас вопрос выживания на этой территории", – сказал омбудсмен.
Однако вице-премьер-министр Украины - министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирина Верещук заявила совершенно обратное.
"Мои рекомендации украинцам на временно оккупированных территориях остаются неизменными: российские паспорта не брать, с оккупантами не сотрудничать, по возможности уехать, ждать ВСУ", - заявила Верещук.
Также министр заявила, что Минреинтеграции еще раз обратилось к российской стороне и Международному Комитету Красного Креста с требованием открыть гуманитарные коридоры для того, чтобы украинцы с временно оккупированных территории могли выехать на подконтрольную правительству Украины территорию. Дело в том, что россияне, пугая людей депортацией, сами не выпускают их из ВОТ.
Отметим, что советы Верещук понравились далеко не всем. Некоторые эксперты подчеркивают, что взять российский паспорт в оккупации – это часто вопрос выживания.
Как говорит мелитопольский городской голова Иван Федоров, перед горожанами сейчас стоит выбор: паспорт или смерть.
"Конечно, наша рекомендация одна: главное в оккупации — сохранить свою жизнь. Конечно, мы не рекомендуем брать российские паспорта, но если это безвыходная ситуация, то необходимо об этом сообщить нашим правоохранительным структурам или после возвращения в Украину сразу же сообщить и сдать этот российский паспорт. Но сегодня, к сожалению, паспортизация разряд выбора жизни или паспорта", - сказал он в эфире FREEДОМ.
К примеру, по информации Федорова, сегодня в аптеках стоят российские военные и запрещают продавать медикаменты тем, у кого нет российского паспорта. Также без российского паспорта невозможно попасть на лечение в больницу. Передвижение между городами для того, чтобы получить пропуск, точно так же при наличии российского паспорта.
Об ужасном давлении и принуждении говорит и первый заместитель председателя Херсонского областного совета Юрий Соболевский.
"Есть такие случаи, когда не только психологическое, но и физическое давление оказывалось. Была угроза расправы близким: детям угрожали, женам, если ты не получишь паспорт, говорили, что семьи арестуют. В этом случае не может быть уголовной ответственности. Человек не собирался получать кровавый паспорт и выходить из украинского гражданства… Если человек под давлением был вынужден получить паспорт, какая здесь может быть уголовная ответственность?", — комментирует Соболевский.
А руководитель пресс-офиса Херсонской областной военной администрации Александр Толоконников отмечает, что указ Путина не оставляет людям выбора, он означает, что только паспорт РФ "может спасти людей от выдворения из их родных земель, родных домов".
"Это действительно ужасно... И, наверное, одна из частей геноцида, потому что людям показывают, что они не нужны как люди, они не нужны как украинцы, они нужны просто как статисты в оккупационных органах. Нет свободы принятия решения: или вы здесь как граждане Федерации или вы здесь не нужны. Мне кажется, нужно очередной иск подавать в Международный суд по этому поводу, в частности", — отметил Александр Толоконников в эфире FREEДОМ.
Однако, чтобы доказать, что указ Путина в отношении украинских граждан является геноцидом, должна быть проведена юридическая, правовая оценка, подчеркивает Михаил Савва.
"Недавно ПАСЕ признала действия России на территории Украины геноцидом. Но Международный уголовный суд (МУС) пока еще не обвинял Путина или других людей из окружения российского президента в совершении именно преступления геноцида. Такое преступление есть в Римском уставе, у него есть достаточно четкие признаки. И по моему мнению, если тщательно проанализировать происходящее, то, скорее всего, это преступление геноцида будет доказано. Пока это личные оценки, но может быть и юридическая, правовая оценка, в том числе со стороны Международного уголовного суда", – сказал Савва.
Валерия Шипуля