"Ощетинившийся дикобраз": какую модель защиты может получить Украина
До литовского саммита НАТО осталось чуть больше месяца, поэтому все активнее обсуждается украинская тема: какие перспективы безопасности могут быть предложены нашей стране.
Без пустых формулировок
Президент Литвы Гитанас Науседа во время саммита Европейского политического сообщества в Молдове отметил в комментарии Verslo žinios, что предложить полноправное членство в НАТО Украине, которая находится в состоянии войны, практически невозможно. Поэтому, по его мнению, союзники должны компенсировать Украине это.
"Мы уже много раз говорили, что нельзя повторять пустые формулировки об открытых дверях в НАТО", - отметил он. И добавил, что должны быть достаточные гарантии безопасности, военная и политическая поддержка Украины, а также необходимо найти институциональные рамки для более тесного сотрудничества между Украиной и НАТО. Он убежден, что война закончится победой Украины, но надо позаботиться о том, что будет дальше.
Между тем старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований (Institute for Strategic Studies) Франц-Штефан Гади в статье "Превратить Украину в колючего дикобраза" для издания Foreign Policy отмечает, что все войны высокой интенсивности заканчиваются, и агрессивная война России в Украине тоже когда-нибудь закончится. Когда это произойдет - в результате победы или взаимного истощения - Западу нужен план действий по сдерживанию будущей российской агрессии.
"Надо, чтобы не было повторения 2014 года, когда Россия приостановила свое вторжение в Крым и на Донбасс, готовясь к полномасштабной войне. На этот раз не должно произойти повторение войны через несколько лет", - считает эксперт.
По его мнению, есть четыре варианта не просто приостановить войну, но и предотвратить повторное российское вторжение:
- Украина становится полноправным членом НАТО, защищенной гарантией альянса, закрепленной в статье 5 Североатлантического договора, и получит защиту от НАТО, если Россия снова нападет;
- Украина получает новый статус НАТО, который де-факто интегрирует ее вооруженные силы с войсками НАТО, но без пункта о коллективной обороне в соответствии со статьей 5;
- Украина подписывает двусторонние гарантии безопасности с отдельными странами, которые обязуются прийти на помощь Киеву в случае вторжения вражеского войска;
- Запад может превратить Украину в "ощетинившегося дикобраза", вооруженного до зубов массированной западной подготовкой и другой поддержкой, поэтому Россия будет практически не в состоянии "проглотить" ее.
"Понятно, что эти варианты не исключают друг друга. Помощь в перевооружении и обучении Украины, вероятно, будет частью любого сценария. Однако в краткосрочной перспективе только четкая и целенаправленная "стратегия дикобраза", вероятно, будет политически осуществимой и действительно способной сдержать Россию ", - считает Гади.
Он также обращает внимание, что среди стран-членов НАТО до сих пор нет единого мнения относительно того, следует ли Украине вступать в альянс, а давление со стороны некоторых участников может вызвать вето у других. Кроме того, новый статус фактической интеграции НАТО в альянс, за исключением гарантий статьи 5, может спровоцировать дальнейшую российскую эскалацию, а гарантии безопасности западных государств без конкретных военных обязательств ненадежны. Тем более что Украина уже ощутила на себе действие (точнее, бездействие) Будапештского меморандума 1994 года, когда Великобритания, Франция, Россия и США гарантировали безопасность и неизменность границ в обмен на отказ от ядерного оружия, унаследованного от СССР.
"Итак, единственная практическая политика сдерживания России после прекращения огня - помочь превратить Украину в грозного военного дикобраза с закаленными смертоносными иглами. Это должно быть выполнено основной группой стран, которая координируется командованием военной помощи под эгидой Соединенных Штатов. Для Украины стратегия "дикобраза" означает поддержку своей экономики на военном положении для производства вооружений, доведение технологий до стандартов НАТО и другой поддержки мощной армии в долгосрочной перспективе", - заключает Франц-Штефан Гади.
Лишить врага надежды
Также и The Wall Street Journal со ссылкой на анонимные западные источники и комментарий президента Польши Анджея Дуды сообщает о том, что государства-члены НАТО рассматривают возможность предоставления Украине вступления в Альянс таких гарантий безопасности, которые имеет Израиль. То есть - по израильской модели, которую образно называют стратегией колючего дикобраза. Эта стратегия включает передачу значительного количества оружия и новейших технологий, но не прямое привлечение иностранных войск для защиты территорий. Поддержка именно этого формата гарантий безопасности сейчас достаточно активно обсуждается. Но речь идет о том, что он должен быть основан на рекомендациях Киевского договора безопасности, подготовленных в 2022 году экспертами во главе с руководителем офиса президента Андреем Ермаком и бывшим генсекретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном.
Предполагается, что соглашение о гарантиях безопасности не исключит вступление нашей страны в НАТО в будущем. А теперь оно поможет Альянсу не стать стороной войны с Россией. Скорее всего, главным гарантом нашей безопасности будет США. И, возможно, присоединятся Германия, Франция и другие страны, которые соглашаются с намерениями предоставить двусторонние гарантии в рамках многосторонней договоренности. Этот договор также нацелен на то, чтобы, как заключает издание, "лишить режим российского президента Путина надежд на то, что помощь Украине уменьшится на фоне президентских выборов в США. Также этим соглашением партнеры хотят предотвратить затягивание войны со стороны РФ".
Украина - не Израиль
Что же собою представляет модель гарантий безопасности, превратившая Израиль в крепость, ощетинившуюся "иглами дикобраза" и готовую в любой момент дать отпор врагу.
"Израильская модель - это отнюдь не двусторонний американо-израильский договор о взаимной обороне. Такого договора между этими странами нет, и американцы не пойдут бок о бок с израильтянами воевать за израильское государство в случае агрессии против него. Напомним, главный принцип таких пактов о взаимной обороне: нападение на любую страну-участник соглашения рассматривается как нападение на все страны-участницы", - отмечает ZN.UA.
Двусторонний договор о взаимной обороне означал бы риски для интересов США в Ближневосточном регионе. Поэтому израильская модель безопасности - это ряд отдельных межправительственных соглашений о военно-техническом сотрудничестве. Первый документ Вашингтон и Тель-Авив подписали в 1952 году, а с 1976-го Израиль стал крупнейшим получателем американской помощи в виде грантов, поставки военной техники на льготных условиях, а также поддержки исследований и разработок. Только Ирак и Афганистан некоторое время опережали Израиль по объему американской помощи. Теперь пальма первенства - у Украины. С 2001 года военная помощь США в Израиль составляла 2,4 млрд дол. в год. В 2007 году подписано соглашение на 10 лет о суммарной дотации на 30 млрд долл., а в 2016 году Вашингтон и Тель-Авив приняли меморандум о финансировании на 38 млрд долл. в течение 10 лет.
Учитывая отличия Израиля и Украины, израильская модель гарантии безопасности применима к Украине только в адаптированном виде. Ведь у Израиля есть сильная экономика и ядерный арсенал, практически все население готово стать на защиту родины. А военная мощь врагов этой страны значительно уступает израильской. Между тем у безъядерной Украины есть враг с ядерным оружием, достаточным промышленным потенциалом и человеческими ресурсами. Чтобы лишить его преимущества, нужно создавать профессиональную армию, в которой было бы до 400 тыс. контрактников с хорошей зарплатой, наращивать арсенал оружия. Это очень большие средства, которые долгое время должна получать наша страна. Также, возможно, нам стоит восстановить ядерный потенциал, хотя не все будут рады появлению еще одной ядерной страны.
Галина Гирак