Украина стала камнем преткновения во время саммита “Группы двадцати”
Какие решения приняли министры финансов во время переговоров G20, как они скажутся на мировой экономике и при чем здесь война в Украине.
Переговоры между министрами финансов стран “Группы двадцати” завершились без совместного заявления из-за разногласий между государствами-участниками по осуждению войны в Украине. Какие решения были приняты и чего ждать мировой экономике?
Украинский вопрос
По словам индийских официальных лиц, принимавших саммит, двухдневные переговоры между политиками по вопросам экономики и финансов из стран “Группы двадцати” завершились без совместного заявления из-за разногласий между государствами по поводу войны в Украине.
По словам министера финансов Индии Нирмалы Ситхараман, принимающая страна, Индия, вместо этого опубликовала заявление, “поскольку у нас все еще нет общего языка относительно российско-украинской войны”.
Однако Ситхараман сказала, что “несколько” стран осудили выход России из Черноморского зернового соглашения.
Встреча в индийском штате Гуджарат стала третьей финансовой встречей стран G20 под председательством Индии. Известно, что эта страна не смогла сформировать совместное заявление ни по одному из ключевых направлений, с тех пор как она начала председательство в G20 в декабре прошлого года.
На этот раз Индия тоже составила итоговое коммюнике, приемлемое для всех членов, поскольку некоторые страны настаивали на том, чтобы назвать этот конфликт войной, тогда как Москва использует термин “специальная военная операция”.
Индия, как обычно, заняла нейтральную позицию, отказавшись обвинить Москву во вторжении в Украину и призывая к дипломатическому решению, а также к увеличению закупки нефти у РФ по сниженным ценам.
Один из индийских чиновников на условиях анонимности заявил, что посредничество в достижении мира между РФ и Украиной выходит за пределы компетенции G20 и такие усилия лучше всего осуществлять через ООН и путем двусторонних переговоров.
В то же время, большинство западных стран, в частности США, Великобритания, Германия и Франция, настаивали на решительном осуждении действий Москвы и развязанной ею войны в Украине.
Так, министр финансов США Джанет Йеллен заявила, что поддержка Вашингтоном Украины однозначна и что одной из его основных целей в этом году является борьба с усилиями РФ уклониться от санкций.
В то же время, делегации РФ и Китая выступали против любых подобных шагов.
Интересно, что некоторые чиновники во время саммита заявили, что на этот раз острота дискуссии была меньше, чем во время первых встреч в Бенгалуру в феврале, хотя страны оставались жесткими в своих позициях.
По словам Ивана Никитченко, директора Crane IP Law Firm, поскольку многие страны настаивали на включении в коммюнике осуждения войны в Украине, а в G20 входит, в том числе и Россия, было бы очень странно, если бы она поддержала документ, в котором осуждает саму себя. Кроме того, в G20 входят Китай и ряд стран “Глобального юга” (Азия, Африка, Латинская Америка), в том числе и страна-хозяйка встречи Индия, которые не выступали с резким осуждением действий России.
“К сожалению, пока идет война в Украине, и Китай занимает позицию относительно негласной поддержки России, а страны “Глобального юга” продолжают занимать, в лучшем случае, нейтральную позицию - сотрудничество стран на уровне таких объединений как G20 не будет продуктивным”, - считает эксперт.
По его словам, пока мир движется больше в сторону поляризации – G20, НАТО и ЕС, как представители Стран Запада - с одной стороны и БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества с другой. Саммит БРИКС состоится в конце августа и будет интересно дождаться итогового документа по его окончании.
Среди стран, пытавшихся избежать четкого осуждения России много латиноамериканских. Страны с тесными политическими и экономическими связями с Кремлем, такие как Куба и Никарагуа, сопротивлялись попыткам включить осуждающие РФ формулировки.
Министр иностранных дел Чили Альберто ван Клаверен заявил, что сожалеет об этом споре.
“Мы очень сожалеем о ситуации, которая сложилась, и мы очень удивлены, что в нашей группе есть члены, которые выступают против любой резолюции по войне в Украине. Мы считаем, что это захватническая война, и такова позиция Чили”, – подчеркнул он.
Украинской дипломатии следует обратить большее внимание на страны Латинской Америки и донести до них свою позицию.
В свою очередь Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра говорит, что сейчас главная проблема мира – это война в Украине, но, к сожалению, на саммите G20 об этом говорили мало и даже общего заявления с осуждением войны не было. Правда, западные страны говорили о том, что нужно помочь Украине, но по результатам именно этой встречи реальной помощи нет.
О чем говорили на саммите
Во время своего председательства в G20 Индия надеялась достичь консенсуса по реформированию многосторонних банков, глобальному руководящему принципу криптовалют и ускорить урегулирование долгов уязвимых стран, но российско-украинская война “бросила длинную тень на глобальную дипломатию”.
По словам Никитченко, одной из ключевых тем саммита стало урегулирование вопроса с долговой нагрузкой беднейших стран мира. Это вопрос, который одинаково остро стоит и для развитых стран, и для менее благополучных экономик. Поскольку стабильное развитие беднейших стран важно и для Запада – это и рынки сбыта для их экономик, переживающих не лучшие часы, и снижение потока мигрантов.
Охрименко говорит, что это была обычная встреча, и поэтому результаты нельзя назать ошеломительными. По его словам, ничего нового на полях встречи не прозвучало.
“Говорили о госдолге, который растет во многих странах мира. Но это уже давно происходит и министры финансов неоднократно обращали на это внимание. Об этом говорят, ищут выход, при этом все понимают, что ничего не будет меняться в ближайшее время”, – говорит эксперт.
По его мнению, пока нет смысла уменьшать госдолг, он уже никому не мешает. Обесценивание денег носит глобальный характер и поэтому уменьшение госдолга лишь навредило бы, а не помогло бы мировой экономике.
Говорили и о криптовалюте. По мнению Охрименко, практика показала, что она не популярна. Биткоин – это не криптовалюта, это просто финансовая пирамида. А такие криптовалюты, как электронная иена или электронная гривна, оказались никому не нужны. Это была ошибка развивать криптовалюту, идея не сработала.
Также на саммите говорили о необходимости борьбы с инфляцией.
К этому во время встречи призвала директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева. В частности, она рекомендовала укрепить глобальную сеть финансовой безопасности путем продолжения борьбы с инфляцией.
“Главным приоритетом является долгосрочное снижение инфляции. Несмотря на то, что прогресс есть, работа еще не завершена – курс монетарной политики должен продолжаться. Преждевременное празднование может уничтожить тяжелые успехи, достигнутые в процессе снижения инфляции”,– сказала Георгиева.
Глава МВФ отметила, что среднесрочные перспективы роста мировой экономики остаются слабыми, а высокий уровень инфляции может спровоцировать введение более жесткой монетарной политики.
По словам Георгиевой, особую обеспокоенность вызывают высокие цены на продукты питания и удобрения, особенно в случае с домохозяйствами с низким уровнем доходов.
Георгиева также призвала страны G20 восстановить фискальные резервы для повышения устойчивости долга и поддержания дефляции, а также ввести реформы, направленные на стимулирование экономического роста.
Виктория Хаджирадева