ООН не признает геноцид украинцев Россией - несмотря на свидетельства
Еще один отказ ООН называть геноцидом агрессию РФ против Украины совпал по времени с очередной трагедией. Речь о враждебном обстреле рынка в Константиновке, повлекшем массовую гибель и ранение мирных людей.
Удивительная близорукость
Геноцид, по определению Организации Объединенных Наций (ООН), в тексте соответствующей Конвенции описан как "действия, осуществляемые с намерением уничтожить, полностью или частично, любую национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую".
В начале сентября представители ООН, занимающиеся этим вопросом профессионально, прибыли с визитом в Киев и дали пресс-конфренцию.
"На данном этапе мы все еще не пришли к выводу, что (в Украине - ред.) происходит геноцид", - так на вопрос журналистки Радио Свобода ответил не кто-либо, а целый глава Независимой международной комиссии ООН по расследованию нарушений в Украине Эрик Мьосе.
При этом Мьосе пояснил, что комиссия не имеет нужных доказательств.
"Мы прекрасно осознаем беспокойство и упреки в этом преступлении. Поэтому мы исследуем это шаг за шагом. На данный момент у нас нет достаточных доказательств, которые соответствовали бы юридической квалификации, предусмотренной Конвенцией о геноциде. Вы помните, что это вопрос умысла, умысла преступников. Должна быть "потребность" уничтожить определенную группу. И такое уничтожение, согласно Конвенции, должно быть физическим или биологическим. Это те жесткие условия (для признания геноцида - ред.), которые подтверждены судебной практикой", - отметил Эрик Мьосе.
Однако он говорит, что расследование в Украине будет продолжаться. По его словам, ранее комиссия уже отмечала, что "в российских СМИ были определенные заявления, которые, возможно, могли иметь отношение к вопросу о подстрекательстве к геноциду".
Что ж, такие высказывания действительно имели место. Напомним хотя бы кринжевые речи заместителя председателя российского Совбеза, который в прошлом даже посидел в их президентском кресле - перманентно полутрезвого Дмитрия Медведева.
"...Это экзистенциальный конфликт. Война за самосохранение. Или они, или мы. Пройдет некоторое время. Западная власть изменится, их элиты устанут и будут умолять о переговорах и замораживании конфликта. Выдохнется любое контрнаступление. Отпоют погибших, залижут раны. Но мы не должны останавливаться до тех пор, пока не будет полностью демонтирована нынешняя террористическая по своей сути Украинская Держава. Она должна быть уничтожена до основания. Точнее, чтобы и пепла от нее не осталось. Чтобы эта "гадость" никогда, ни при каких условиях не могла возродиться", - заявил Медведев в своем Телеграмм-канале в августе.
И это - слова вполне официального лица с высших ступеней российской власти. Так что уж говорить, например, о российском пропагандисте Красовском, призвавшем "топить и сжигать" украинских детей?
Однако в ООН этого почему-то в упор не видят.
"Это одна линия, которую мы придерживаемся, и мы ее рассмотрим. Но пока выводов нет", - говорит Эрик Мьосе.
В то же время он объяснил, что "этот вопрос не следует рассматривать отдельно от других наших выводов". Впрочем, его позиция последовательна, с ней комиссар уже выступал в марте 2023 года во время пресс-конференции в Женеве.
Свидетельства участников геноцида - есть
Однако не горят не только рукописи, но и прямые сенсационные свидетельства очевидцев и даже преступлений российской армии на территории Украины. Известный правозащитник Владимир Осечкин недавно поделился некоторыми из них в эфире YouTube-канала блогера и юриста Марка Фейгина. По его словам, такие люди вышли на него буквально на следующий день после очередного отказа ООН конкретизировать свою позицию по наличию геноцида украинцев российскими оккупантами.
Это были два беглых вагнеровца - оба в прошлом заключенных. При этом один из них - еще и экс-сотрудник МВД, а до того военный с опытом войны в Чечне. Их рекрутировал Евгений Пригожин лично в заведениях ФСИН Иркутской области в ноябре прошлого года. Путин своим указом помиловал 12 ноября. 24 ноября их самолетом направили из Иркутска через Екатеринбург в Ростов, где их выгрузили прямо в робах, а затем переодели и отправили в лагеря слаживания, - рассказал Осечкин.
Они сообщили правозащитнику, что затем, после двухнедельной "дрессуры" (из них выбивали все человеческое, отучали думать, дрессировали как биороботов, чтобы они бездумно выполняли приказы), из них сформировали так называемую группу Омбре внутри Вагнера, объединяющую больных ВИЧ и гепатитом. И отправили на первую боевую задачу, которой была "зачистка".
"Им приказали, нескольким отделением по 11-12 бывших узников, осуществить зачистку одного из сел под Соледаром. Мы проводили проверку: и в наших архивах, в печати было много материалов о боевых действиях под Соледаром, и даже в роспропаганде звучало слово" зачистка" как раз в первые недели января, с отчетом, что ЧВК Вагнер проводит ее. То есть, все совпадает, - уточнил Осечкин. - Так вот, они рассказали, что им дали приказ осуществить зачистку одного из поселений, и лично Пригожин и их командиры говорили им: две гранаты в окно, две гранаты в дверь, потом заходите. И,внезависимости от пола, возраста,-они должны были убивать людей".
Правозащитник спросил у вагнеровцев: были ли в этом селе военные? Или, может, их обстреливали из какого-то дома? Ответ был однозначным: никаких таких действий со стороны населения не наблюдалось.
"То есть, это действительно было мирное население. Они (вагнеровцы - ред.) жестоким образом с ними расправились", - подчеркнул Осечкин.
При этом один из преступников признался: ему пришлось убивать, потому что их отправили под дулом автомата, провожала их определенная группа зачистки, заградотряд со снайперскими винтовками - по предположению Осечкина, это были офицеры российских спецслужб. А также их сопровождал квадрокоптер и предупредили: если они не будут выполнять приказы, всех таких "обнулят", то есть убьют.
"Люди в тот момент сами находились под угрозой смерти. Я не пытаюсь их оправдать, просто подробно рассказываю, чтобы было понимание, насколько террористическая организация была создана. И во главе ее, конечно, был не Евгений Пригожин. Он - это руки, ноги, молоток Путина. А во главе, конечно же, был Владимир Путин. Который прекрасно понимал, какими методами они пользуются, - добавил Осечкин. - Трудно передать все эмоции, но у меня был шок, когда они раскрывали детали и подробности. Я до сих пор не могу понять, как вообще такое возможно?И кем нужно быть, чтобы такое сделать? Они рассказали, что когда они забросали гранаты, заходили в здание - видели раненых женщин 30-35 летнего возраста, раненых детей, в том числе семилетнюю девочку. И женщин, и ребенка та группа убила".
Эти два свидетеля, сообщил он, написали заявления в генпрокуратуру РФ и следственный комитет (потому что они пока находятся на территории России), а также в ООН и в Офис прокурора Международного уголовного суда.
По его словам, это ужасное свидетельство подтверждает предварительные показания вагнеровцев, опрошенных им в апреле текущего года - Азамата Улдарова, Алексея Савичева и других. Их показания также обнародованы на канале Гулагу-нет.
"Мы все это собираем. И в отличие от тех, кто говорил, что не видит признаков геноцида из-за свидетельства тех, кто там побывал, для меня лично - это уже не вопрос. Я понимаю, что там был именно геноцид, людей уничтожали не потому, что они воевали или были вымышленными "нацистами", а потому, что это были украинцы, которые не подчинялись Путину, хотели жить спокойно и независимо", - подчеркнул правозащитник.
При этом Владимир Осечкин считает: быстрая организация международного трибунала по военным преступлениям РФ, преступлений против человечности является неотложной потребностью. Дополнительный аргумент - бесчеловечные издевательства россиян над украинскими военнопленными в десяти российских концлагерях, где есть жестокие пытки, избиения, от которых некоторые из пленных погибают.
"Над ними издеваются, не потому что они бойцы Азова, например. Достается всем. У нас есть соответствующие показания. Когда мы собираем всю картину, уже нет никаких сомнений в наличии геноцида. И я жду, чтобы международная система правосудия заработала по полной", - резюмировал правозащитник.
Ирина Носальская