Украина на пороге ЕС: что тормозит, а что ускоряет наше вступление
Как относятся к вступлению Украины в ЕС разные страны Союза и как выполняют требования наши конкуренты: в чем опережают, а в чем проигрывают.
После того, как Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о вступлении Украины в ЕС, мы ждем решения Европейского совета, которое должно быть принято в декабре. Его формируют лидеры стран-членов ЕС. Кто из них на стороне Украины, а кто колеблется и как обстоят дела у стран, которые вместе с Украиной хотят присоединиться к ЕС?
Союзники присоединения Украины к ЕС
После положительного решения Еврокомиссии по Украине президент ЕК Урсула фон дер Ляйен заявила, что Еврокомиссия готова начать подготовку рамки переговоров и скрининг украинского законодательства, как только получит “зеленый свет” от Европейского совета в декабре этого года.
Решения Евросовета формируют лидеры стран-членов ЕС, поэтому следует знать позицию стран заранее.
По мнению аналитиков Украинского центра европейской политики (УЦЕП), многое зависит от того, что думают об успехах Киева в Берлине и Париже, не секрет, что их решение будет ключевым. Обе столицы согласны с тем, что Украина должна быть членом ЕС, однако по-разному относятся к тому, как это должно происходить.
В Париже пока только узнают Украину, зато Берлин смотрит критическим взглядом и задает острые вопросы.
Франция отмечает подход на основе заслуг по расширению и продвигает подход “регаты” - противоположный подходу вступления стран в ЕС группами. Для Украины это – благоприятная позиция, поскольку в случае группирования стран движение в ЕС одной страны-кандидата может затормозиться из-за проблем другой. Но во Франции есть нарративы по повсеместной коррупции в Украине и мало кто вспоминает об усилиях в антикоррупционной сфере, которые приложила Украина.
В то же время Берлин скептически настроен относительно постепенной секторальной интеграции Украины во внутренний рынок, пока не будут осуществлены реформы в сфере верховенства права. Берлин придирчиво следит за качеством выполнения евроинтеграционных реформ в Украине, а потому вряд ли закроет глаза на половинчатые шаги, как это было во время выполнения Соглашения об ассоциации.
Так или иначе, но обе страны настроены на положительное решение по Украине.
Противники вступления Украины в ЕС
В то же время, есть страны, которые не хотят видеть Украину в ЕС. В первую очередь речь идет о Венгрии, которая не в первый раз ставит палки в колеса нашему евроинтеграционному процессу.
Так, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выступил против начала переговоров по вступлению Украины в ЕС.
“Европейский Союз не должен вступать в переговоры о членстве с Украиной. Это “четкая позиция” Венгрии по этому вопросу”,- заявил он.
Орбан сказал, что спор между Брюсселем относительно миллиарда евро средств ЕС, приостановленных для Венгрии из-за вопроса верховенства закона, никак не может быть связан с поддержкой Венгрией переговоров о вступлении Украины в ЕС.
“Я хотел бы очень ясно дать понять, что отказ Венгрии с начала переговоров с Украиной о членстве в ЕС не является предметом коммерческой сделки... Это не может быть связано с вопросом о средствах, которые Венгрия имеет право получить”, - сказал он.
Более того, правительство Венгрии планирует провести консультации с населением, основным вопросом которых будет поддержка членства Украины в ЕС.
“Считаете ли вы, что Украине - место в Европейском Союзе? Выскажите свое мнение во время национальной консультации, которая в скором времени начнется!”, – сказал государственный секретарь венгерского правительства Тамаш Менцер.
Текст представителя правительства подыгрывает российским нарративам и побуждает граждан ответить “нет” на основной вопрос консультаций по вступлению Украины в ЕС.
“Сейчас в Украине идет война, поэтому если страна будет принята в Европейский Союз, то война будет перенесена в сообщество”, - сказал Менцер.
По мнению Александра Охрименко, президента Украинского аналитического центра проведением опроса правительство Венгрии хочет продемонстрировать, что антиукраинская позиция поддерживается всем народом страны.
В то же время политики и эксперты уверены, что у ЕС есть рычаги влияния на Венгрию.
Так, по словам министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, один собеседник президента Зеленского сказал, что у ЕС достаточно силы, чтобы на них не влияли решения и рукопожатия Орбана с Путиным.
По мнению Кулебы, позиция Венгрии это “искусственно созданная нервозность”.
“Членство Украины в ЕС стратегически выгодно Венгрии, но сейчас она “выжимает максимум”, - заявил Кулеба.
По его мнению, Венгрия преследует вполне конкретную цель в этом вопросе. Она связана с вполне известными требованиями венгерской стороны в отношении лиц, относящихся к венгерскому меньшинству в Украине. Они ведут свою игру.
Были также опасения относительно позиции Словакии относительно вступления Украины в ЕС. Известно, что новый премьер-министр этой страны Роберт Фицо симпатизирует России. В то же время, посол ЕС в Украине Катарина Матернова в Братиславе встретилась с представителями нового словацкого правительства Роберта Фицо. Словацкие чиновники заверили, что поддержат начало переговоров ЕС с Украиной о вступлении нашего государства в блок.
“Все они заверили меня, что Словакия будет продолжать поддерживать Украину как политически, так и финансово. Словакия будет поддерживать инициативы Европейского союза, в том числе открытие переговоров по вступлению Украины в ЕС”, - подчеркнула Матернова.
Как дела у конкурентов
Европейская правда проанализировала отчет ЕК по кандидатам на вступление в ЕС и пришла к выводу, что Украина не является лидером среди государств-кандидатов.
В 2023 г. в регулярный отчет впервые вошла Украина.
Всего на вступление в ЕС претендует 10 государств, которые условно можно разбить на три группы.
Первая группа – это три государства Восточного партнерства: Украина, Молдова, Грузия.
Вторая группа – это государства Западных Балкан, с которыми ЕС официально ведет переговоры о вступлении: Сербия, Черногория, Северная Македония и Албания.
И третья группа – проблемные государства. Это Турция, с которой ЕС еще несколько лет назад официально остановил переговоры из-за недемократических процессов в этой стране. Это Босния с недейственной послевоенной системой власти. И Косово, независимость которого до сих пор не признают пять государств ЕС. Стоит добавить, что в Украине к проблемным часто относят также Сербию, пророссийскость которой убивает ее шансы войти в ЕС; но это политический вопрос, а технически Сербия имеет неплохие показатели.
Мы с Кишиневом разделяем лидерство среди стран Восточного партнерства. Наша сила и наш потенциальный рецепт успеха – в скорости реформ. Здесь у нас неплохие результаты, но все равно не лучшие, потому что по этому показателю лидером является Молдова (впрочем, немного позади нас по уровню евроинтеграции). В то же время Грузия откровенно провалилась. Политика правительства Тбилиси становится все более пророссийской.
Но наша нынешняя скорость не дает надежды на завершение переговоров через два года. Чтобы достичь членства в обозримой перспективе, нам нужно двигаться в десять раз быстрее.
Мы с Молдовой позади всех других государств, с которыми ЕС ведет переговоры – а это Албания, Черногория, Северная Македония и Сербия, уровень которых сейчас примерно одинаков. Причем Албания, на которую в Украине обычно не обращают внимания, осталась единственным государством Балкан, продолжающим продвигаться к членству.
“Нашими конкурентами за приз в виде членства в Евросоюзе являются Черногория, Северная Македония и Албания. Последняя немного отстает от коллег по уровню интеграции. Однако Албания является единственным государством стагнирующего региона, которое продолжает активно проводить реформы”, - свидетельствует анализ ЕП.
В целом, по мнению ЕП, Киев должен ориентироваться на то, чтобы обогнать все другие государства-кандидатки и стать лидером по сближению с ЕС.
Виктория Хаджирадева