Террор тревогами. Что делать со взлетами МиГ-31К
В последние несколько недель воздушные тревоги в Украине, которые объявляются из-за взлетов потенциальных носителей ракет Кинжал МиГ-31, длятся от трех до четырех часов.
Тревоги из-за взлетов в России самолетов МиГ-31К терроризируют Украину, влекут экономические потери, становясь, похоже, отдельным способом манипуляции. В последние несколько недель воздушные тревоги в Украине, которые объявляются из-за взлетов МиГ-31К, длятся от трех до четырех часов. Чаще всего после них не следует ударов по территории Украины, но на жизнь людей они влияют.
Что с этим делать?
Могут летать еще дольше
В Воздушных силах ВСУ не исключают, что Россия может продолжать тактику, когда на фоне угрозы удара в Украине объявляют длительные воздушные тревоги, чтобы парализовать жизнедеятельность страны.
“Раньше тревоги просто длились 20−30 минут, взлет и посадка отрабатывались, но раз так пять в день примерно. Это держит в напряжении — тревога была, исчезла, через полчаса снова началась. Тоже на полдня растягивалось. Плюс они взлетали по полтора часа, то есть их штатные баки позволяют полтора часа находиться в воздухе без дозаправки МиГа. И таких взлетов где-то полгода назад было три-четыре”, — отмечает Игнат.
Во время тревог страдают экономика, бизнес и останавливается работа учебных заведений. По мнению Игната, для такой “тактики терроризма” Россия будет привлекать все инструменты.
У него поинтересовались, могут ли в случае длительных тревог делить Украину на уровни опасности. Спикер ответил, что пока такой вариант не рассматривают, поскольку это решение должно быть взвешенным и требует серьезного подхода.
По мнению Игната, опасность от взлетов МИГ все равно существует.
“Опасность есть. Она никуда не девается. Как при угрозе применения баллистического вооружения: понятно, что будет объявляться тревога в тех или иных регионах, куда может достать баллистика. МиГ-31К может достать в любую точку нашего государства”, — добавил Игнат.
Изменение реакции на МИГ
Аиваэксперт Валерий Романенко считает, что стране нужно как-то иначе реагировать и не останавливать полностью жизнь в Украине после взлета любого МиГ-31.
“Потому что на тех расстояниях, на которых их обнаруживают, нельзя определить — это обычный перехватчик МиГ-31 без ракеты, или МиГ-31К, но с ракетой. На расстоянии это не выяснишь, но можно по количественным показателям и по маршруту полета, как-то классифицировать эти угрозы. И, видимо, нашу реакцию на эти угрозы тоже. То есть воздушные тревоги, сделать не черно-белыми — или есть, или нет”, - полагает он.
Экономист Сергей Фурса отмечает, что точный размер ущерба для экономики от тревог пока не посчитали, но вред точно есть.
“Очевидно, что нужно диверсифицировать тревоги. Одно дело, когда что-то летит, безразлично, шахеды или крылатые ракеты. Оно летит и часто летит не одно, и потому угроза очевидна. И тогда у нас может быть красный уровень воздушной тревоги. И тогда есть смысл включать ограничения. Но если у нас только риск пуска, тем более, мы можем увидеть по истории полетов, что этот риск мизерный, то мы можем вводить сигнальную воздушную тревогу. Желтую. Как цвет светофора. Во время которого не нужно останавливать работу транспорта и разных институтов… Да, есть отдельная история со школами и детскими садами. Но если останавливается обучение в школе, если решат, что для школы желтая тревога, это как для всех красная, то вред для экономики будет минимальным. И это может быть исключением. Как и для военных объектов”, - предлагает экономист.
Журналист Сергей Сидоренко описал историю, как тревога застала его в Киеве в кампании дипломата одной из европейских стран:
“Сегодня днем встречалась с дипломатом одной западной страны (не могу конкретизировать). Прогудела тревога. И он, через некоторое время, получает сообщение: это МИГ, идти в убежище не нужно. Такой у них протокол безопасности. Служба посольства смотрит, какой источник тревоги и дает рекомендацию. Так вот: по его словам, абсолютное большинство тревог за те месяцы, пока он здесь работает, получали маркировку "прямой опасности нет". Были также тревоги, которые маркировали, как реальные тревоги, тогда дипломаты должны идти в убежища. Но взлеты МиГов считаются такими "тревогами", во время которых можно продолжать свои дела. Еще раз – это западный дипломат. От страны, для которой безопасность – совсем не пустой звук!”.
В Украине диверсификация тревог на официальном уровне пока остается вопросом открытым.