Мобилизация только для бедных: чем опасна новая инициатива
В высших эшелонах власти якобы обсуждают возможность бронирования от мобилизации еще одной категории военнообязанных - имеющих высокую зарплату. Украинцы от этой идеи не в восторге.
Путь к социальному взрыву
Сейчас в Украине получить бронирование, то есть освобождение от мобилизации могут только работники критически важных предприятий. Но, как вариант, обсуждается еще одна возможность для бронирования – высокая зарплата, а соответственно и значительные суммы уплачиваемого налога. Об этом сообщил Forbes, ссылаясь на собственные источники.
Обсуждаются якобы следующие варианты относительно судьбы богатых военнообязанных:
- бронирование может получить физическое лицо, уплачивающее минимально определенную сумму налога с дохода физических лиц (НДФЛ) в месяц -от 6 тыс. грн. Для этого соответственно официальная зарплата должна составлять около 33,4 тыс. грн. Еще 22% от оклада должен уплатить работодатель в качестве единого социального взноса (ЕСВ);
- на бронирование может рассчитывать работник, за которого работодатель платит около 14 500 грн. ЕСВ, что соответствует зарплате в 66 тыс. грн.
Эти принципы могут быть распространены и на ФОПы.
Предлагают, чтобы военнообязанный, платящий необходимый объем НДФЛ, постоянно обновлял информацию об уплате налогов и документы в реестре для военнообязанных "Оберіг" для того, чтобы получать возможность генерировать QR код о бронировании, который будет действовать 45 дней.
"Это хорошее решение для устойчивости экономики, но в то же время оно политически чувствительно. Такой ход может усилить чувство несправедливости в обществе, особенно если его плохо прокоммунифицировать", - сказал об этой инициативе старший экономист Центра экономической стратегии Юрий Гайдай.
По мнению главы Союза потребителей коммунальных услуг Олега Попенко, в этом проекте экономики вообще нет.
"И не может быть, потому что в Украине 2 года идет война, и найти дополнительные средства в экономике предприятий невозможно. Обратить внимание лучше на местные бюджеты, где запланировали в 2023 году построить 15 стадионов, либо строительство дорог в прифронтовых территориях, либо на таможне, где миллиарды проходят мимо государственного бюджета",- отметил он в комментарии Фокусу.
А политолог Виктор Таран считает, что идея бронирования по налоговому критерию может привести к социальному взрыву. По его убеждению, брони во время войны заслуживают те люди, которые своим трудом приближают победу. Это работники инфраструктурных предприятий, оборонных заводов или чиновники определенных категорий.
"Как только что-то подобное примут, то нас сразу уничтожат информационно. Придумать такую идею мог либо дурак, который не учил истории, либо просто враг. Люди, предлагающие такое, ведут ситуацию к социальному взрыву", - уверен Таран.
Выстрел себе в ногу
Правозащитники же видят в этой инициативе не просто несправедливость, но даже - нарушение Конституции.
"Это дискриминация по признаку имущественного положения. Она запрещена статьей 24 Конституции Украины. Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам", - считает председатель правления Центра прав человека ZMINA Татьяна Печончик.
В то же время, напоминает она, статья 65 Конституции говорит, что защита Украины и ее территориальная целостность является обязанностью граждан Украины.
"Именно обязанностью, а не правом для тех, кто имеет высокую зарплату и платит с нее налоги", - подчеркнула правозащитник.
Военные тоже не в восторге от такой идеи по бронированию.
"Я очень надеюсь, что этот ливень - это просто враждебная ИПСО. Я очень надеюсь, что это сознательный "вброс" со стороны россиян, чтобы нам было о чем поговорить и понервничать. Но если это действительно серьезно обсуждают наши чиновники, то это уже не просто выстрел себе в ногу, а выстрел сразу в висок, это самоубийство. Проблема в том, что это не просто самоубийство власти, а самоубийство власти вместе со страной. Кстати, у меня пока из независимых источников нет подтверждения того, что это действительно обсуждают где-то в коридорах на Банковой. Поэтому давайте пока включать предположение, что это может быть сугубо враждебная ИПСО", - отметил ветеран российско-украинской войны, экс-командир роты батальона Айдар Евгений Дикий в интервью Громадському радіо.
По его мнению, идея с таким вариантом отсрочки губительна, ведь она расколет нашу нацию и не принесет никакой практической пользы. Бывают сложные идеи, когда есть практическая польза, но есть много подводных камней и недостатков. Эта же идея не несет никакой пользы. В свою очередь она имеет смертельную опасность, а также - безнравственна. Эта идея армии не даст ничего, а только усугубит ее моральное состояние, и выиграть войну точно не поможет. Он считает, что этой идеей напали не на бедных украинцев, а на всех украинцев.
"Когда в первые дни полномасштабного вторжения шли воевать преимущественно добровольцы, то шли вместе и работники заводов, и владельцы этих заводов. Шли безработные, и шли айтишники, которые зарабатывают как 20-30 среднестатистических украинцев. Все абсолютно одинаково шли воевать, и на этом сейчас держатся ВСУ, в которых очень разные люди. Я, например, знаю одну минометную роту, в которой служат два доктора наук и три кандидата", - подчеркнул Дикий.
Напомним, что сейчас бронированию подлежат военнообязанные, которые работают:
- в органах государственной власти, других государственных органах, органах местного самоуправления;
- на предприятиях, в учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания (заказы);
- на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих производство товаров, выполнения работ и услуг, необходимых для обеспечения потребностей Вооруженных сил Украины, других военных формирований;
- на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые критически важны для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период.
Галина Гирак