Любко Дереш ответил на вопросы читателей Корреспондент.net
Писатель Любко Дереш рассказал о собственной детективной мистике, заработках "бедных" писателей и целеустремленных девушках. 23-летний автор пяти романов ответил на вопросы читателей сайта Корреспондент.net.
- Ваши произведения можно отнести к массовой литературе. Однако существует мысль, что примитивизм в произведениях продиктован коммерческой выгодой: ориентация на подростков, которые с удовольствием читают Дереша. Имеет ли право на существование такая мысль? И какое на самом деле задание Любко Дереша как писателя?
Катерина Быстрицкая, Житомир
- В ваших словах есть смысл – мои произведения вряд ли можно отнести к высокой литературе. Но в мою ЦЕЛЬ не входит намерение писать высокую литературу, а скорее доносить до конкретного круга читателей кое-какие месседжи, смыслы. В этом плане “примитивизм” мне кажется ЦЕЛЕсообразным, потому как является доступным. Стало быть, основное задание – передавать, популяризировать определенные идеи, которые можно найти в романах , и особенно – в . Ну, а коммерческая выгода – это приятный сопутствующий результат.
- Любко, чему хорошему могут научиться молодые украинцы, читая твои произведения? Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети воспитывались на книгах отца?
Оксана Павленко, Киев
- Был бы рад, если бы мои дети проникались теми же идеями, тем же духом, что и я. В своих книгах я не вижу для них ничего крамольного.
Понятие “хорошего” очень отличается для разных людей. Например, для некоторых углубление в собственную психику может показаться хорошим, потому что побуждает к самоанализу, а кому-то – плохим, потому что кажется депрессивным копанием в грязи.
Если говорить просто, что субъективно хорошее я вкладываю в свои книги, то это: осознание условности восприятия мира, возможность выхода за рамки жестких правил, возможность и управления изменениями и трансформациями, возможность откровенности между людьми и недопустимой в современном социуме открытости.
- Вы классно пишете с точки зрения и стиля, и сюжета, и эрудиции, но когда Вы наконец начнете писать о серьезных вещах, а не просто какую-то детективную мистику?
Юра Онышкив, Тернополь
- Быть серьезным, значит играть по правилам, которые мне навязывают, а это очень обременительно. Желаю развлекаться детективной мистикой и дальше.
- Говорят, украинские писатели – очень бедные люди, а заниматься писательским трудом могут себе позволить только те, кто зарабатывает хорошие деньги на чем-то другом. На какие деньги живете Вы, и какой у Вас был самый большой писательский гонорар и за что?
Григорий Корж, Киев
- Говорить о размере гонораров в стране, где писатели “очень бедные люди”, дурной тон (улыбается). Коммерческая отдача от моих книжек, в том числе и опубликованных за рубежом, позволяет мне продолжать писать и не подыскивать работу.
- Ваша книга Культ, которую Вы написали в 15 лет, пользовалась и в Украине, и за рубежом бешеной популярностью. Как сверстники отнеслись к Вашей популярности? Друзья очень завидовали?
Олеся Маринич, Ривне
- Нет, друзья это такие люди, которые не завидуют. Те люди, чье отношение к вам зависит от вашего социального или какого-нибудь другого статуса, называются каким-то другим словом.
- Героини Ваших книг - не лишенные обаяния подорваные пацанки. Какие девушки Вам нравятся в реальной жизни?
Ольга Бабушкина, Киев
- Когда-то нравились подорваные пацанки. Теперь нравятся те, которые выросли из подорваных пацанок – а это, судя по своим знакомым, очень экспрессивные, эмоциональные люди, часто очень целеустремленные. Целеустремленность – это мне нравится в девушках, особенно если их целеустремленность направлена на что-то конструктивное, например, на развитие, на творчество. Еще мне нравится умение девушки быть автономной, независимой от окружающей среды. Остроумие и чувство юмора приветствуются.
- Все молодые литераторы “делают” себя под кого-то. Кого в своей литературе наследуете Вы?
Александр Азархов, Симферополь
- Спасибо, актуальный вопрос. В какой-то момент я понял, что на самом деле мое желание наследовать гораздо сильнее, чем моя готовность творить уникальный продукт. Поэтому я выбрал стратегию, известную среди молодежи как “фак’ю в очереті”. Это когда вам показывают не средний палец, а все пять пальцев, и все, кроме среднего – колыхаются. Это – “очерет” [], в котором средний палец маскируется. Так и я – пытаюсь читать как можно больше, чтобы нельзя было догадаться, кого именно я наследую.